Если прилечь на лугу, перед глазами окажется целый зеленый мир, покачивающий своими бесчисленными цветочными головками. Фото Pexels
Когда-то, давным-давно, в детстве, я прочитал одну фантастическую книжку, где люди стали маленькими-маленькими и очутились в дремучем лесу, состоявшем из тех трав, что раньше были у нас под ногами. Книжка так и называлась – «В стране дремучих трав». Была в детстве и еще одна повесть о таком же путешествии («Приключения Карика и Вали»), но название этой мне нравится больше. Мы ведь действительно живем в стране дремучих трав, о которой знаем так мало, что даже наши представления о Марсе скоро будут сравнимы с нашими знаниями об огромном мире, который мы в буквальном смысле этого слова попираем ногами!
Вот вы прилегли отдохнуть на мягкий травяной коврик в поле или на лесной полянке, расстеленный будто бы только для вашего удобства… Перед глазами целый мир, зеленый, покачивающий бесчисленными цветочными головками. Сколько у вас здесь знакомых, приятелей, которым вы можете сказать: «Привет, как я рад тебя видеть!»?
Бабки-травницы, точно зная, от каких хворей какие травы помогают, собирают и сушат их. Фото PhotoXPress.ru |
Из писателей (не авторов научно-популярных брошюр) ближе всего к пониманию «страны трав» подходили бельгиец Морис Метерлинк и наш Владимир Солоухин. Сочинение Метерлинка, называющееся «Разум цветов», – это философское эссе, по выводам выходящее за рамки своего названия. Метерлинк не ставит целью расширить познания читателей масштабами и разнообразием «зеленого мира». Он только призывает нас быть более внимательными и менее жестокими в общении с ним. Он говорит о человечестве: «народ, состоящий из слепорожденных». И призывает людей «раскрыть глаза», дотронуться до той тайны, которая нас окружает: «Явившись на этой земле последними, мы только отыскиваем то, что уже до нас существовало, и, подобно изумленным детям, вторично проходим дорогу, которую жизнь уже совершила до нас…»
Многие мысли Метерлинка подхватывает и Владимир Солоухин в книге «Травы». Он тоже не пытается дать полный перечень наших зеленых соседей. Он просит нас задуматься. Сможет ли отдельный человек познакомиться со всеми травами и цветами на свете? Сможет ли он запомнить хотя бы те из них, что живут рядом с нами? Навряд ли. Да и нужно ли это?
Когда-то жили на Руси бабки-травницы, скрюченные не столько от возраста, сколько от того, что глаза их все время были обращены к миру, расстилающемуся у них под ногами. Эти точно знали, как каждая трава называется, от каких хворей помогает, какая полезная, а какая так себе! Впрочем, трав, которые «так себе», в природе, наверное, не существует. Просто мы об этом не знаем.
Издавались когда-то на Руси специальные книжки – травники, рассказывающие о чудесах мира под ногами. Да и сейчас такие издаются. Под разными названиями и с разной степенью информированности авторов о том, о чем они пишут. Выходили на связь с читателем и писатели. Разные по таланту, но вполне искренние в стремлении растолковать богатство и неповторимость мира трав и цветов.
В повести Владимира Брагина люди стали маленькими и очутились в дремучем лесу из трав. Фото со страницы «Букландия. Детские книги» в «ВКонтакте» |
Еще несколько слов о нашем отношении к разным травам, большинство которых, как выясняется, мы не знаем даже по имени. Для дачника и огородника каждая трава, которая не имеет отношения к посеянному или посаженному овощу, – сорняк! Сорняк безусловный, подлежащий искоренению. В этом есть специфическая огородная логика.
А если этот самый сорняк – многовековой местный житель, абориген этих мест, которого вы с помощью лопаты, тяпки и прочих инструментов просто изгнали из привычной среды обитания? Почему изгонять местные народы нынче считается преступлением, за которое требуют извинения даже от далеких потомков тех, кто в этом повинен, а жителя растительного царства изгонять, травить, уничтожать можно? Потому что он, видите ли, мешает нам создавать «вторую природу», полезную исключительно для нас хороших? А если эта самая «вторая природа» враждебна «первой», той, плодом которой мы с вами являемся? Кто, собственно говоря, поручил нам разбираться в арифметике Природы и судить – кто прав, а кто виноват; кто – полезен, а кто – вреден? «…сорняки захватили плацдарм огорода./ Вновь с успехом на нас/наступает Природа!» Так не помочь ли Природе в этом справедливом деле? (Хотя что в этом случае нам вкушать в салатах и прочих винегретах?)
Если по-честному, то задавать такие вопросы можно бесконечно, а искать ответы еще дольше. И тут в деле солидарности с «соседями» можно зайти очень далеко. Пока мы слышим только обвинения вегетарианцев всех мастей в «поедании трупов животных». А как быть с растениями, если (вслед за писателями и некоторыми учеными) предположить наличие у них какого-то разума или чувства? Природа в своем существовании придерживается своих законов. Все в ней живет за счет другого: коровы спокойно поедают траву, стрекоза питается комарами и бабочками, лев отправляется охотиться, чтобы жить и продолжать свой род; даже некоторые растения вполне приспособились к хищному образу жизни. Есть или не есть мясо – выбор каждого человека. Отнести или не отнести зеленый мир к миру разума – тоже выбор каждого. Но знать тех, кто существует рядом с нами, – это, если хотите, тоже закон Природы!
комментарии(0)