0
5690
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.10.2021 16:15:00

Цитаделью Дагестана овладело современное искусство

Дербент хочет быть и кавказским Иерусалимом, и туристической Меккой

Тэги: дагестан, кавказ, дербент, кавказ обетованный, российский еврейский конгресс, горские евреи, фестиваль


дагестан, кавказ, дербент, кавказ обетованный, российский еврейский конгресс, горские евреи, фестиваль «Дети Picasso» устроили фолк-мистерию в стенах бывшего армянского храма.

Бывает гений места, способный оставаться верным себе во все времена. Название города Дербент на персидском языке означает «закрытые врата», они запирали древнее Закавказье с его богатой городской культурой от натиска кочевников Великой степи. Цитадель крепости Нарын-кала оберегает отроги гор, а ниже, на 3 км вниз к морю, тянутся стены города-стражника.

Кавказ сохраняет свою славу воинственного региона до наших дней, однако в последние годы город под названием «Закрытые врата» распахнулся для большого мира. Брешь в твердыне пробил Российский еврейский конгресс (РЕК), организовавший в эти октябрьские дни этнокультурный фестиваль «Кавказ обетованный».

Все началось с выставки «Открывая синагогу Темир-Хан-Шура» в Музее истории мировых культур и религий Дербента. Загадочное название иудейского дома молитвы объясняется просто: Темир-Хан-Шура – это старое имя Буйнакска. В недавней истории этот дагестанский город стяжал недобрую славу. Его зацепила череда террористических актов, которые в 1999 году прокатились по России. В городе террористами был взорван дом, где проживали военнослужащие и их семьи.

Но еще до этих трагических событий, в конце 1980-х годов Буйнакск в большинстве своем покинули местные евреи. Они представляли сообщество так называемых горских евреев, населяющих южные регионы России и Азербайджан. Здесь была синагога, которую сотрудники РЕК в 2019 году нашли опустевшей и обветшалой. С этого начался проект по сохранению наследия горских евреев. Все, что сохранилось от утвари синагоги, было решено не просто законсервировать, а сделать частью интерактивной инсталляции, к созданию которой подключились художники из России и Израиля. Скажем, найденные в синагоге обложки от молитвенников израильтянин Макс Эпштейн использовал как основу для портретов мужчин, женщин, старцев – образов, которые, по мысли художника, должны были представлять лики горского еврейства.

Из буйнакского проекта родилась идея масштабного фестиваля, в котором старинные традиции кавказских народов становятся событиями современного искусства. Дербент превращается в место встречи прошлого и настоящего в их неразрывном единстве. Еще одна мысль организаторов фестиваля – не сводить событие к локальному турниру фольклорных коллективов, но открыть Северный Кавказ мировым трендам contemporary art. Так Дагестан обретает образ «земли мира», а не «земли войны».

У Дербента появились амбиции стать одновременно и кавказским Иерусалимом, и туристической Меккой. В городе – особенно в цитадели на горе и старинных кварталах под названием Магал – то и дело встречаются группы туристов из Центральной России. В условиях фактически закрытых границ Северный Кавказ превратился в объект внимания любителей экзотических путешествий. Что касается Иерусалима, то сравнением со святым городом дербентцы хотят подчеркнуть, что их наследие тоже включает в себя мусульманский, иудейский и христианский элементы.

18-12-12480.jpg
Фестиваль оставил неизгладимый отпечаток
на облике Дербента. 
Фото © Дирекция фестиваля «Кавказ обетованный»
Столичные искусствоведы подбрасывают идеи, которые позволяют проектам местных чиновников приобрести размах. «Фестиваль – это способ разгерметизации культур», – говорит куратор культурных программ РЕК Анатолий Голубовский. «Напряжение снимается там, где есть сотрудничество», – продолжает он, имея в виду недавнюю репутацию Кавказа как региона весьма неспокойного. Голубовский объясняет, что развитию туризма весьма способствуют регулярные культурные события, и приводит в пример феномен так называемого событийного туризма в Марокко, куда на сезонные фестивали съезжаются люди со всех сторон света. Он отметил большую популярность суфийского фестиваля в этой стране. От себя добавим, что Северный Кавказ как раз имеет большой потенциал для того, чтобы суфизм из локального, но мощного религиозного явления превратить в культурное открытие для гостей даже из самого дальнего зарубежья.

В этом году фестиваль «Кавказ обетованный» проводился впервые, и нынешний раунд считается пилотным. Событие решили «обкатать» на теме горских евреев. Однако поликультурная стихия раздвинула границы первоначально заявленной темы. Журналисты, которые знакомились с событиями фестиваля, оценили их разнообразие. Голубовский также отмечает замысел организаторов фестиваля «погрузить горско-еврейскую традицию в контекст Дербента».

Скажем, яркое впечатление оставило выступление музыкального коллектива «Дети Picasso». Эта фолк-рок-группа дала концерт в здании бывшего армянского храма, где сейчас располагается городской Музей ковра и народно-прикладного искусства. Группа известна в Москве, но на древней земле Дербента, под сводами собора, коллектив показал себя с особой стороны. Основатели группы, брат и сестра Арутюняны, собрали традиционные напевы своего родного села в Западной Армении и создали для них современную музыкальную интерпретацию. Зажигательное исполнение Гаи Арутюнян воплотило настоящую мистерию под светом, который источали кресты-хачкары, прорезанные в массивных стенах здания. Любопытно, что «Дети Picasso» черпали свой материал из фольклора католических армянских селений, и эти песни звучали там, где некогда совершалось богослужение Армянской апостольской церкви. Так в рамках фестиваля народов Большого Кавказа происходил сплав даже на уровне одного народа, разделенного церковно, но единого в стремлении придать своей культурной традиции неисчерпаемую актуальность.

В тех же стенах журналистам довелось услышать концерт «Рагон: музыка Северной и Южной Осетии». Участники этнографического коллектива представляли традиционные музыкальные инструменты своего народа, рассказывали об их истории и предназначении, ну и, конечно, предоставили возможность услышать звучание киссын-фандыра, дуадастанона, уадындза и удавдза. Неменьшее изумление, чем от названий этих аутентичных инструментов, журналисты испытали от того, насколько народное творчество осетин пронизано языческой архаикой. Вплоть до наших времен, как оказалось, фольклор подпитывается мифологией нартского народного эпоса. Тут даже не было двоеверия, о котором можно было бы подумать, если учесть, что Осетия считается республикой с преимущественно православным населением. Нет, это чистое мифо-поэтическое сознание, которое гости из братской республики добавили в сложный коктейль вер и традиций Дагестана.

В рамках фестиваля «Кавказ обетованный» состоялось несколько десятков концертов, выставок, мастер-классов, которые было невозможно объять хотя бы потому, что многие параллельно проходили в разных местах. В эти дни врата Кавказа были распахнуты настежь.

Дербент- Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Красноярске проходит фестиваль искусств «Хворостовский»

В Красноярске проходит фестиваль искусств «Хворостовский»

Виктор Александров

0
4114
Нужно ли России верить в "Грузинскую мечту"

Нужно ли России верить в "Грузинскую мечту"

О мягкой силе РФ на Южном Кавказе и ее последствиях

0
7103
Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Александр Матусевич

Театр "Астана Опера" показал в Большом национальную классику – оперу "Абай"

0
5117
 ФЕСТИВАЛЬ "Шалаш, Шалом!"

ФЕСТИВАЛЬ "Шалаш, Шалом!"

0
4694

Другие новости