0
9924
Газета Стиль жизни Интернет-версия

23.01.2022 19:20:00

Диоген как панк и гений эпатажа. О том, кто стал главным циником мировой культуры

Вадим Черновецкий

Об авторе: Вадим Михайлович Черновецкий – литератор.

Тэги: мировая культура, диоген, космополит, биография, история


мировая культура, диоген, космополит, биография, история Именно Диоген придумал слово «космополит», или гражданин мира. Якоб Йорданс. Диоген, ищущий Человека. 1642. Дрезденская картинная галерея

Как известно, первым панком был Диоген Синопский – древнегреческий философ, акционист, фрик, маргинал и циник вроде Александра Невзорова. Он регулярно бросал вызов власти и обществу. За это власть и общество его и любили. Как-то раз Диогена спросили, какие животные самые опасные. «Из домашних – льстец, из диких – тиран», – ответил он. «А какая медь самая лучшая?» – не унимались вопрошающие. «Та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона», – сказал Диоген, имея в виду известных в Элладе тираноубийц.

Не ценит стабильность? Экстремист? Иностранный агент? Родину не любит? Работает по методичкам Госдепа, используя майданные технологии?.. Вероятно. Когда к Коринфу подступила армия царя Македонии Филиппа II, жители города начали подготовку к осаде. Одни укрепляли стену, другие готовили оружие, третьи таскали камни. Диоген же стал катать взад-вперед свой пифос – гигантский глиняный сосуд, в котором жил. «Зачем ты это делаешь, Диоген?» – спросили прохожие. «Чтобы не казалось, что я один бездельничаю, когда столько людей работает», – ответил он.

Космополит безродный? Конечно! Именно он придумал слово «космополит», или гражданин мира. Это шокировало общество – как, впрочем, и все остальное, что он делал. Граждане Эллады ассоциировали себя с определенным полисом (но не полисом обязательного медицинского страхования), а Диоген отрицал понятия отечества и местных законов. Он признавал лишь закон природы, которому необходимо следовать.

А помните ту историю, когда к Диогену, гревшемуся на солнце, пришел Александр Македонский и спросил, чего тот желает, как он может ему помочь. На что Диоген невозмутимо ответил: «Отойди! Ты стоишь между мной и солнцем». Как думаете, что было за это Диогену? Вызвали ОМОН? Гречгвардию? Заключили в СИЗО? Передали дело об оскорблении власти в Басманный суд? Нет. Царь пришел в восторг и воскликнул: «Если бы я не был Александром, клянусь, я хотел бы быть Диогеном!»

В другой раз Диоген ходил по центральной площади Афин днем с горящим факелом. На вопрос, что он делает, невозмутимо отвечал: «Человека ищу!»

В юности Диоген получил пророчество от дельфийской пифии (прорицательницы), что его назначение – переоценка ценностей. Сперва он понял это буквально и стал фальшивомонетчиком. Уличенный в преступлении, он бежал из родной Синопы в Афины. Там он понял, что пифия имела в виду нечто другое, и примкнул к философской школе киников Антисфена, который сперва не хотел его принимать и грозил прогнать палкой. И что же? Кто, кроме узких специалистов, помнит сейчас основателя кинизма Антисфена? Главным циником мировой культуры стал Диоген, которого знают все.

Со временем, однако, и сам Антисфен почувствовал, что ученик превзошел учителя. Диоген нередко упрекал того в недостаточной твердости, называя Антисфена боевой трубой. Мол, шума от нее много, но сама она себя не слышит. Антисфен терпеливо выслушивал упреки, так как восхищался характером ученика.

Диоген постоянно полемизировал с Платоном. Как-то раз Платон рассуждал об идеях. На что Диоген скептически возразил: «Стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». Платон ответил: «Чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть. А чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет». В этом споре я все же на стороне Платона. Представление о том, как сделать стол или чашу, существует не только в головах людей, но и в виде рисунков чаши, чертежей стола. Так что стольность и чашность вполне реальны и осязаемы, если уж так хочется их увидеть. Диоген мне друг, но истина дороже.

13-8-2480.jpg
Когда Платон определил человека
как двуногое существо без перьев, Диоген,
собрав учеников, ощипал перед ними петуха.
Иллюстрация Deposiphotos/PhotoXPress.ru
Впрочем, наш циник тоже не оставался в долгу. Когда Платон определил человека как двуногое существо без перьев, Диоген, собрав учеников, ощипал перед ними петуха: «Вот вам платоновский человек!» Платон был посрамлен, явно проиграв этот баттл. Чтобы хоть как-то спасти реноме, он скромно выдавил из себя: «С плоскими и широкими ногтями».

Как-то раз Диоген упрекнул Платона за посещение сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Младшего, где философу приходилось жить в «золотой клетке». Когда Диоген мыл овощи, то Платон шепнул ему: «Если бы ты служил Дионисию, не пришлось бы тебе мыть овощи». Диоген ответил: «А если бы ты умел мыть себе овощи, не пришлось бы тебе служить Дионисию». Не в силах сносить глумление со стороны Диогена, Платон обозвал его «обезумевшим Сократом». Диоген спокойно ответил: «Спасибо, что поставил меня в один ряд с великим философом».

Однажды Диоген на городской площади стал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи. Вокруг тут же собралась толпа. «Вот, афиняне, цена вашего ума, – сказал им Диоген. – Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания. А когда защебетал, как неразумная птица, вы заслушались, разинув рот».

Еще Диоген просил подаяния у статуи. На вопрос, зачем он это делает, философ ответил: «Чтобы приучить себя к отказам».

Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попали».

«Когда мир благоденствует?» – спросили как-то Диогена. «Когда его цари философствуют, а философы царствуют», – ответил он.

Диоген удивлялся, что историки изучают бедствия Одиссея, но не ведают собственных. Что музыканты ладят струны на лире, но не могут сладить с собственным нравом. Астрономы следят за Солнцем и Луной, но не видят того, что у них под ногами.

И тот же самый Диоген, изрекавший все эти премудрости библейского масштаба, ел в центре Афин и при этом мастурбировал, приговаривая: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!» Стыд и акционизм – две вещи несовместные. А однажды Диоген стоял под дождем голый, и окружающие жалели его. Платон сказал им: «Если хотите пожалеть его, отойдите в сторону», имея в виду его тщеславие.

Диоген был фанатом аскезы. Когда он только прибыл в Афины из Синопы, его раб Манес быстро оставил его. На уговоры начать розыски беглого раба философ ответил: «Позорно, что Манес без Диогена может жить, а Диоген без Манеса не может».

Чтобы закалить свое тело, Диоген летом лежал на горячем песке, а зимой обнимал холодные статуи и спал на плаще. Конечно, в России он бы быстро отдал концы с такими экспериментами. Но и в Греции зимой прохладно.

Увидев, как мальчик пил воду из рук, Диоген выбросил из сумы свою чашу, посчитав, что мальчик превзошел его простотой жизни.

Что бы сам Диоген ни говорил о гражданах Афин, они были продвинутыми людьми, раз за все его выходки они не презирали его, а любили. Когда какой-то мальчишка разбил Диогенов пифос, то его высекли, а Диогену предоставили новое «жилище».

Интересно, что при столь подчеркнутой аскезе Диоген прожил 89 лет. Он завещал отдать свое тело на растерзание диким псам – собратьям по разуму («киники» по-гречески и есть «псы»). Если уж быть циником, то до конца и со всеми. А в первую очередь – с собой.

Акционисты как соль. Если питаться только ею, быстро умрешь. Если же не употреблять ее вовсе, многие блюда станут пресными и безвкусными. Так и Диоген. Общество не может, не должно и никогда не будет состоять сплошь из таких людей. Но в небольших количествах они очень даже полезны, да и просто интересны. Они переоценивают ценности, заставляя наш мозг работать по-новому, а глаза – видеть по-другому. Они разгоняют в жилах кровь, придавая вкус жизни. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
2515
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
1223
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1435
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1310

Другие новости