Именно Диоген придумал слово «космополит», или гражданин мира. Якоб Йорданс. Диоген, ищущий Человека. 1642. Дрезденская картинная галерея
Как известно, первым панком был Диоген Синопский – древнегреческий философ, акционист, фрик, маргинал и циник вроде Александра Невзорова. Он регулярно бросал вызов власти и обществу. За это власть и общество его и любили. Как-то раз Диогена спросили, какие животные самые опасные. «Из домашних – льстец, из диких – тиран», – ответил он. «А какая медь самая лучшая?» – не унимались вопрошающие. «Та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона», – сказал Диоген, имея в виду известных в Элладе тираноубийц.
Не ценит стабильность? Экстремист? Иностранный агент? Родину не любит? Работает по методичкам Госдепа, используя майданные технологии?.. Вероятно. Когда к Коринфу подступила армия царя Македонии Филиппа II, жители города начали подготовку к осаде. Одни укрепляли стену, другие готовили оружие, третьи таскали камни. Диоген же стал катать взад-вперед свой пифос – гигантский глиняный сосуд, в котором жил. «Зачем ты это делаешь, Диоген?» – спросили прохожие. «Чтобы не казалось, что я один бездельничаю, когда столько людей работает», – ответил он.
Космополит безродный? Конечно! Именно он придумал слово «космополит», или гражданин мира. Это шокировало общество – как, впрочем, и все остальное, что он делал. Граждане Эллады ассоциировали себя с определенным полисом (но не полисом обязательного медицинского страхования), а Диоген отрицал понятия отечества и местных законов. Он признавал лишь закон природы, которому необходимо следовать.
А помните ту историю, когда к Диогену, гревшемуся на солнце, пришел Александр Македонский и спросил, чего тот желает, как он может ему помочь. На что Диоген невозмутимо ответил: «Отойди! Ты стоишь между мной и солнцем». Как думаете, что было за это Диогену? Вызвали ОМОН? Гречгвардию? Заключили в СИЗО? Передали дело об оскорблении власти в Басманный суд? Нет. Царь пришел в восторг и воскликнул: «Если бы я не был Александром, клянусь, я хотел бы быть Диогеном!»
В другой раз Диоген ходил по центральной площади Афин днем с горящим факелом. На вопрос, что он делает, невозмутимо отвечал: «Человека ищу!»
В юности Диоген получил пророчество от дельфийской пифии (прорицательницы), что его назначение – переоценка ценностей. Сперва он понял это буквально и стал фальшивомонетчиком. Уличенный в преступлении, он бежал из родной Синопы в Афины. Там он понял, что пифия имела в виду нечто другое, и примкнул к философской школе киников Антисфена, который сперва не хотел его принимать и грозил прогнать палкой. И что же? Кто, кроме узких специалистов, помнит сейчас основателя кинизма Антисфена? Главным циником мировой культуры стал Диоген, которого знают все.
Со временем, однако, и сам Антисфен почувствовал, что ученик превзошел учителя. Диоген нередко упрекал того в недостаточной твердости, называя Антисфена боевой трубой. Мол, шума от нее много, но сама она себя не слышит. Антисфен терпеливо выслушивал упреки, так как восхищался характером ученика.
Диоген постоянно полемизировал с Платоном. Как-то раз Платон рассуждал об идеях. На что Диоген скептически возразил: «Стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». Платон ответил: «Чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть. А чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет». В этом споре я все же на стороне Платона. Представление о том, как сделать стол или чашу, существует не только в головах людей, но и в виде рисунков чаши, чертежей стола. Так что стольность и чашность вполне реальны и осязаемы, если уж так хочется их увидеть. Диоген мне друг, но истина дороже.
Когда Платон определил человека как двуногое существо без перьев, Диоген, собрав учеников, ощипал перед ними петуха. Иллюстрация Deposiphotos/PhotoXPress.ru |
Как-то раз Диоген упрекнул Платона за посещение сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Младшего, где философу приходилось жить в «золотой клетке». Когда Диоген мыл овощи, то Платон шепнул ему: «Если бы ты служил Дионисию, не пришлось бы тебе мыть овощи». Диоген ответил: «А если бы ты умел мыть себе овощи, не пришлось бы тебе служить Дионисию». Не в силах сносить глумление со стороны Диогена, Платон обозвал его «обезумевшим Сократом». Диоген спокойно ответил: «Спасибо, что поставил меня в один ряд с великим философом».
Однажды Диоген на городской площади стал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи. Вокруг тут же собралась толпа. «Вот, афиняне, цена вашего ума, – сказал им Диоген. – Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания. А когда защебетал, как неразумная птица, вы заслушались, разинув рот».
Еще Диоген просил подаяния у статуи. На вопрос, зачем он это делает, философ ответил: «Чтобы приучить себя к отказам».
Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попали».
«Когда мир благоденствует?» – спросили как-то Диогена. «Когда его цари философствуют, а философы царствуют», – ответил он.
Диоген удивлялся, что историки изучают бедствия Одиссея, но не ведают собственных. Что музыканты ладят струны на лире, но не могут сладить с собственным нравом. Астрономы следят за Солнцем и Луной, но не видят того, что у них под ногами.
И тот же самый Диоген, изрекавший все эти премудрости библейского масштаба, ел в центре Афин и при этом мастурбировал, приговаривая: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!» Стыд и акционизм – две вещи несовместные. А однажды Диоген стоял под дождем голый, и окружающие жалели его. Платон сказал им: «Если хотите пожалеть его, отойдите в сторону», имея в виду его тщеславие.
Диоген был фанатом аскезы. Когда он только прибыл в Афины из Синопы, его раб Манес быстро оставил его. На уговоры начать розыски беглого раба философ ответил: «Позорно, что Манес без Диогена может жить, а Диоген без Манеса не может».
Чтобы закалить свое тело, Диоген летом лежал на горячем песке, а зимой обнимал холодные статуи и спал на плаще. Конечно, в России он бы быстро отдал концы с такими экспериментами. Но и в Греции зимой прохладно.
Увидев, как мальчик пил воду из рук, Диоген выбросил из сумы свою чашу, посчитав, что мальчик превзошел его простотой жизни.
Что бы сам Диоген ни говорил о гражданах Афин, они были продвинутыми людьми, раз за все его выходки они не презирали его, а любили. Когда какой-то мальчишка разбил Диогенов пифос, то его высекли, а Диогену предоставили новое «жилище».
Интересно, что при столь подчеркнутой аскезе Диоген прожил 89 лет. Он завещал отдать свое тело на растерзание диким псам – собратьям по разуму («киники» по-гречески и есть «псы»). Если уж быть циником, то до конца и со всеми. А в первую очередь – с собой.
Акционисты как соль. Если питаться только ею, быстро умрешь. Если же не употреблять ее вовсе, многие блюда станут пресными и безвкусными. Так и Диоген. Общество не может, не должно и никогда не будет состоять сплошь из таких людей. Но в небольших количествах они очень даже полезны, да и просто интересны. Они переоценивают ценности, заставляя наш мозг работать по-новому, а глаза – видеть по-другому. Они разгоняют в жилах кровь, придавая вкус жизни.
комментарии(0)