Билеты на состязания власти Пекина распределят среди «определенных групп людей». Фото Reuters
Еще совсем недавно, показывая высоким чиновникам МОКа и иностранным дипломатам уже практически готовые олимпийские объекты, хозяева открывающейся 4 февраля в Пекине Олимпиады сетовали, что если со спортивными площадками все ОК, то со снегом на них проблема. И вот за неделю до старта зимней Пекинской в китайской столице и ее окрестностях случился обильный, просто-таки сибирский снегопад. Для Пекина, который хоть и расположен в Северном Китае, но видит снег от силы пару раз на протяжении всей зимы, это настоящее чудо. Неужели китайские боги решили поддержать Поднебесную в ее упорных усилиях по проведению Игр-2022?
Помощь неба организаторам сейчас очень пригодилась бы, поскольку общая обстановка вокруг мирового спортивного праздника напоминает сюжет советского мультфильма «Баба-яга против!». Тот добрый мультик рассказывал о хитроумных кознях и происках Бабы-яги и Кощея Бессмертного, объединивших свои сказочные силы против Олимпийского Мишки. Против панды Бин Дуньдунь – официального талисмана Олимпиады-2022 – сегодня выступают пандемия и нелюбовь заокеанского дядюшки Сэма, и трудно сказать, кто из них вреднее и настырнее. Но мы-то с вами не о политике, а о празднике… Тогда начнем с пандемии.
Уже два года Пекин напоминает осажденную крепость. За небольшими исключениями, для внешнего мира закрыты воздушные ворота и железнодорожные вокзалы города. Международный аэропорт Шоуду напоминает декорации к постапокалиптическому фильму: персонал в костюмах повышенной биологической защиты, везде следы обеззараживающей обработки. Четкие указания и строгие требования немногочисленных встречающих. И только тут понимаешь, почему Бин Дуньдунь облачен в какой-то необычный скафандр, увы, чрезвычайно напоминающий этот самый костюм.
Спортсмены, члены команд и вообще все прилетающие по прибытии немедленно доставляются специально выделенным транспортом в три «пузыря». Так называются закрытые зоны в трех местах проведения состязаний – собственно Пекине, пригородном Яньцине и расположенном в 200 км от столицы городе Чжанцзякоу. На пекинском Национальном стадионе – все том же «Птичьем гнезде», унаследованном от летней Олимпиады-2008, – пройдут церемонии открытия и закрытия, в Государственном дворце спорта будут сражаться хоккеисты, во Дворце спорта – кататься фигуристы. Чжанцзякоу отдан под лыжные гонки, прыжки с трамплина, биатлон. В Яньцине состоятся соревнования по горнолыжному спорту. Там же находится санно-бобслейный центр.
Не стоит бранить за повышенные меры противоковидной безопасности китайские власти – они здесь почти ни при чем. О введении специального протокола безопасности заблаговременно объявил МОК. Согласно этому протоколу, составленному с учетом недавних летних токийских Игр, все прибывшие на Олимпиаду спортсмены и члены делегаций разместятся в этих «пузырях», где будут жить, есть, тренироваться и участвовать в соревнованиях или наблюдать за ними. Перемещение внутри «пузырей» строго регламентировано, а выход за их пределы и контакты с местным населением попросту не предусмотрены. В дополнение к этому – наличие прививок и ежедневное тестирование на COVID-19, ограничения на контакты даже друг с другом!
Увы, заезд делегаций в свои «пузыри» показал разумность жестких требований. За первые сутки в Китай прибыли 2586 членов делегаций, из них 171 спортсмен и «официальное лицо» и 2415 –«представители других заинтересованных сторон». В результате тестирования было выявлено 72 инфицированных – как раз среди этих не очень внятных «представителей других заинтересованных сторон». И это только на старте, когда деревни еще официально и не открылись. К сведению: 39 заразившихся были выявлены в результате тестирования в аэропорту, еще 33 – при тестировании в «пузырях».
Церемония открытия пройдет на Национальном стадионе – «Птичьем гнезде», унаследованном от летней Олимпиады-2008. Фото Reuters |
Еще 1 января муниципальные власти специальным распоряжением ввели полный запрет на использование фейерверков, петард и прочей пиротехники на территории Пекина. Это правило будет действовать и в новогодние праздники, которые стартуют 1 февраля. Теперь в Пекине и прежних многочисленных торговых точек, где продавались хлопушки, днем с огнем не сыщешь. За нарушение данных правил будет полагаться штраф.
А скопление людей (с соблюдением дистанции, разумеется) теперь можно видеть разве что у пунктов прохождения ПЦР-тестирования. Массовое тестирование организовано в столичном районе Фэнтай, где живет около 2 млн человек. Там в предолимпийский период был выявлен 21 случай заболевших. В других районах тоже идет тестирование, судя по всему, выборочное либо среди групп риска. Короче, люди в очередях к медикам стоят прямо на улице.
Вообще в Пекине уже с начала года запрещено проводить мероприятия с числом участников более 49 человек. Пекинцы – люди дисциплинированные. Все ходят в масках, без разговоров сканируют QR-коды при входе в магазины, рестораны, харчевни и жилые городки. Никто не волнуется по поводу запрета получать посылки из-за рубежа или из районов самого Китая с «повышенной эпидемиологической опасностью». И даже ограничения на новогодние празднества не вызывают отпора. «Ничего, – говорит старый пекинец с фамильным иероглифом Ван, – праздник семейный, а значит, связанный с застольем, встречей родственников, близких людей!» Посмотрим, мол, новогоднюю программу, пельменей наедимся, а если кому «счастливый» попадется, с монеткой внутри, – то-то смеху будет!
Церемонию открытия тоже можно посмотреть по телевизору. Что произойдет на огромной арене «Птичьего гнезда», держится в секрете. Зрителей ждет немало приятных сюрпризов. Правда, культовый китайский режиссер Чжан Имоу, который, как и в 2008 году, стал главным постановщиком празднества, признает, что на этот раз все будет немного скромнее… Это при его-то склонности к массовым действам и ярким краскам! Непременно будут огромное алое полотнище и битва добра с неведомыми темными силами. И, разумеется, световое шоу, которым смогут насладиться все жители Пекина и гости столицы… не выходя при этом из своих квартир и «пузырей». Пока же интересующимся показали небольшой кусочек с большим количеством нарядно одетых юношей и девушек, выбегающих на поле. Кстати, олимпийские костюмы для волонтеров, вспомогательного персонала выглядят очень разнообразно, в них обыгрывается контраст белого и красного, белого и желтого, белого и синего. То есть снег и олимпийский огонь, снег и солнце, снег и небо.
Китайские власти готовились к зимней Олимпиаде в течение более чем шести лет и полностью уверены в ее успешном проведении. Об этом заявил председатель КНР Си Цзиньпин в ходе встречи с главой МОКа Томасом Бахом. Зимние игры в Пекине, напомнил гостю китайский лидер, – «глобальное спортивное мероприятие, которое впервые за пандемию пройдет в намеченные сроки».
Для Китая проведение зимних Олимпийских игр оказалось частью больших мировых игр, где каждый участник доказывает свою способность собраться, преодолеть, опередить, невзирая на разные привходящие обстоятельства. А собственно соревнования… Главное, чтобы они благополучно начались и прошли самым обычным образом. Чтобы все мы могли спокойно сидеть у своих телевизоров с кружкой пива (чашкой чая, стаканом чистой воды) в руке и нормально болеть за своих. На всякий случай запомните по-китайски: «цзяю!» Что в переводе на русский значит «давай-давай, вперед!».
комментарии(0)