Мысли каждого пожелавшего поделиться впечатлением на виду у всех. Иллюстрация Depositphotos/PhotoXPress.ru
Однажды мы с мужем забронировали в Неаполе квартиру с очень хорошими отзывами. Мы приехали под дождем, предупредив о времени прибытия хозяина квартиры еще с дороги. Несмотря на это, нас никто не встретил, и мы еще долго не могли дозвониться хозяину. Но даже когда дозвонились и сообщили, что стоим у закрытых ворот, ведущих во двор многоквартирного дома, пришлось ждать еще минут двадцать, за которые мы окончательно вымокли.
Первоначальное впечатление было подпорчено, дальше – больше. Квартира оказалась в гараже… То есть во дворе дома был большой гараж, в котором сделали санузел и поставили мебель. Но гараж не перестал от этого быть гаражом, особенно промозглым февральским днем. Хозяин всячески старался угодить, рассыпался в любезностях и, еще не дав нам опомниться с дороги, предложил в день выезда отвезти нас бесплатно в аэропорт, если мы пообещаем оставить о его квартире отличный отзыв. Мы опрометчиво согласились.
Когда же хозяин ушел и мы как следует огляделись, то тут же пожалели о своем обещании. Но было поздно, мы дали обещание и поэтому, несмотря на сильные внутренние противоречия, поставили квартире высокую оценку, хотя и постарались в тексте отзыва дать понять внимательным читателям, чего на самом деле стоит ожидать. Неприятное чувство, что нас дешево купили, не оставляло всю обратную дорогу домой.
Или другой пример. Пришлось мне как-то искать в одной азиатской стране ремонт компьютеров. Поскольку спросить было не у кого, я воспользовалась отзывами в интернете. Нашла место с сотнями исключительно отличных отзывов, что большая редкость. И правда, все починили быстро и недорого. Уже принимая от меня оплату, владелец мастерской сказал, что если я пообещаю оставить хороший отзыв, то он мне сделает скидку. С деньгами в тот момент было не очень, а сервисом я была довольна, так что согласилась. Стал понятен секрет такого огромного числа великолепных отзывов, особенно на контрасте с конкурентами. Отзыв я написала на этот раз без всяких мук совести, но все же остался небольшой осадочек от того, что я как бы продала свой голос.
Вроде все честно, но не возьми с меня владелец мастерской слова и не дай мне скидку, я бы, возможно, и не стала тратить время на написание отзыва. И я подумала о том, что, вероятно, другие мастерские в этом городе тоже неплохи, просто они не сообразили, как простимулировать поток отличных отзывов.
В нас еще со школы глубоко засело воландовское «Никогда и ничего не просите». Кадр из сериала «Мастер и Маргарита». 2005 |
А потом я оказалась по другую сторону баррикад, и видение ситуации безвозвратно изменилось. Как я иногда завидую тем, кто работал в сфере услуг в те теплые ламповые времена, когда все держалось на одном сарафанном радио! Если кому-то понравилось то, что ты делаешь, он приходил/приезжал к тебе снова и рекомендовал твое место друзьям и знакомым. А если кому-то что-то не понравилось, то он просто больше не приходил, ну и мог рассказать о тебе что-то нелицеприятное своим знакомым, но не более. Владелец бизнеса мог спать спокойно, пока к нему шли клиенты, не переживая о том, что и кто о нем думает. Теперь же мысли каждого пожелавшего поделиться впечатлением в отзывах на виду у всех. И твое настроение ежедневно скачет в зависимости от того, что о тебе написали твои гости.
Ты убеждаешь себя, что работаешь не за отзывы, но продолжаешь расстраиваться, если написали не то, что тебе бы хотелось, ревниво следишь за отзывами у конкурентов и переживаешь, если у них рейтинг на одну десятую выше. Как бы смешно это ни звучало, но тебя может на несколько дней вывести из равновесия не очень хороший отзыв от людей, с которыми ты искренне и весело общалась и с которыми, как ты думала, у вас сложился прекрасный контакт. И понимаешь ведь, что они-то думают, что поставили хорошую оценку, ту самую «четверку», например, что ставила когда-то и я сама, если все казалось хорошо, но не было чего-то выдающегося. Но тебя все равно это ранит, и на пару дней ты теряешь веру в человечество.
Я много путешествую, и в одной только Японии оставила больше десятка отзывов на отели. Фото Reuters |
Те же, кому все пришлось по душе, могут просто пожалеть время на написание отзыва. Так устроен человек. Но тебе все равно противно просить, ибо еще со школы глубоко засело воландовское «Никогда и ничего не просите». И даже когда ты дружески общаешься с очередным гостем, который выглядит очень довольным, у тебя язык не поворачивается попросить оставить хороший отзыв. Кажется, что твое дело должно само за себя говорить. Но в итоге ты проигрываешь те самые десятые доли в рейтинге конкурентам, которые предлагают всякие бесплатные поездки, скидки и т.п.
Мы оказались в мире, где все вроде прозрачно. Казалось бы, благодаря отзывам от людей со всего света можно заранее составить впечатление о чем угодно и с наибольшей вероятностью выбрать для себя именно то, что нужно. Но, как и всюду, здесь не обходится без манипуляций и грязной игры. Взять хотя бы ложные отзывы от конкурентов, которые бывает весьма и весьма трудно оспорить. Ну а как влегкую подкупить человека для получения хорошего отзыва, я испытала на себе.
Поэтому теперь я оставляю отзывы совсем по другому принципу. Сейчас я прежде всего оцениваю усилия и старания. Когда же меня просят об отзыве, я обычно испытываю испанский стыд за просящего, стараюсь уйти от прямого ответа и чаще всего просто ничего потом не пишу. А пишу отзывы тем, кто без лишних заискиваний честно делает свое дело. И больше я не скуплюсь на отличные оценки. Честный труд этого стоит.
комментарии(0)