Молодежь в Ростоке узнает мировые новости преимущественно в соцсетях. Фото Филипа Коэна
С некоторых пор я зарекся разговаривать с немцами на актуальные политические темы. И так-то жители Германии не особо охотно идут на контакт с людьми с иммиграционным бэкграундом. А уж если в разговоре касаться болезненных материй, то на обретение новых друзей можно не рассчитывать.
С немцами русскому человеку сложно не только по причине недостаточно хорошего знания языка. Значительная часть немцев, с которыми первое время сталкиваются все иммигранты, по умолчанию смотрит на русских примерно так, как католический священник XVI века смотрел на индейцев Южной Америки – будучи преисполненным значения своей миссии нести дикарям свет Просвещения. Выглядит это вполне мило и добродушно, хотя порой немцы впадают в ступор, когда поведение приезжих выходит за пределы шаблона.
– Вы знаете, кто такой Генри Форд? Слышали когда-нибудь?
– Да, конечно. Великий американский промышленник и большой антисемит.
– Нет… Я… Я не это имела в виду… Я… Я про конвейер…
***
– Вы должны понять, что в Германии все очень любят порядок и у нас здесь все очень забюрократизировано…
– Да, конечно, мы уже поняли. Почти как в «Процессе» у Кафки.
– Вы… Вы читали Кафку?.. – В глазах собеседника можно прочесть почти священный ужас.
***
– Да, к сожалению, не все люди в Германии живут одинаково достойно. Сейчас на улицах больших городов можно встретить множество нищих…
– «Нищих надобно удалять, ибо равно неприятно как давать им, так и не давать им».
– Как вы можете такое говорить?!
– Это не я сказал, а великий германский философ Фридрих Ницше.
***
– У моего сына немецкое имя с рождения, с переездом в Германию я натурализовал свое. Если бы у меня был второй сын, я бы хотел назвать его Зигфридом, в дань великой немецкой культуре. Вообще мне немного дико, что многие немцы, особенно на Западе, называют своих детей Энди и Джонни.
– Но почему Зигфридом?
– В честь Зигфрида Нидерландского, главного героя «Песни о Нибелунгах», разумеется.
– Вы читали «Песнь о Нибелунгах»?!
– Читал.
– А тогда можете сказать, кто был главным антагонистом этого произведения? (Такой недвусмысленный подкол, мол, болтать-то – это не мешки ворочать.)
– Хаген, я полагаю.
Немец, который сам, похоже, «Песнь о Нибелунгах» не читал, начинает искать глазами более образованного соотечественника, чтобы проверить ответ. Тот кивает.
– Да, светлая у вас голова…
Ну, и так далее.
Еще в Германии все боготворят Горбачева и очень удивляются, когда им рассказывают, что в России 98% населения придерживаются прямо противоположного мнения. Вообще, по мнению немцев, русские должны быть очень благодарны и Михаилу Сергеевичу, и коллективному Западу в целом за избавление от коммунизма и приобщение к демократии. Когда же им рассказывают про то, чем стали 90-е годы для подавляющего большинства русских в России, как русских выгоняли и даже порой вырезали в Средней Азии, на меня очень недоверчиво смотрят и подозревают в распространении заведомо ложной антидемократической пропаганды. Общаться на политические темы с немцами очень непросто. Приведу некоторые фрагменты из типичных бесед.
– Как ты можешь называть CNN и New York Times фейк-ньюс?
– Да легко! – Привожу в примеры фейки CNN о «Белых касках» и то, как New York Times заранее согласовывала с Хиллари Клинтон вопросы на предвыборные дебаты с Дональдом Трампом (что совершенно недопустимо по канонам американской же журналистской этики).
– Это все неправда, мне об этом ничего не известно!
– А как насчет прерывания записи CNN в ходе выступления Трампа?
– Это было необходимо, потому что он лгал и распространял теории заговора!
– Теперь демократические СМИ, а не избиратели будут решать, что должен говорить всенародно избранный президент?
Восточные немцы в 2005 году не переставали благодарить Горбачева и Коля за объединение Германии. Фото Reuters |
– Россия делает очень плохие вещи: доказано, что она вмешивалась в американские выборы!
– Да я не против, если вмешивались – я только рад. Американцы вмешивались в наши выборы с 1996 года. Но не мешало бы предъявить доказательства.
– Доказательства были представлены в Конгрессе по итогам расследования.
– Я их не видел. Я читал только краткий отчет для СМИ, изобилующий выражениями highly likely, allegedly, we suppose и прочими глупостями, которые не принял бы ни один беспристрастный суд.
– Это данные, полученные по итогам расследования нескольких американских спецслужб, и, конечно же, они не могут раскрывать все свои источники и методы работы.
– Тех же самых спецслужб, что в 2003-м нашли в Ираке оружие массового уничтожения?
***
– Ты вообще не понимаешь, как функционируют демократия и медиа в демократической стране!
– Да? Когда из 50 самых рейтинговых медиа США 49 поддерживают на выборах кандидата от демократов и даже особо этого не скрывают, как-то сложно становится судить об объективности.
– Это независимые СМИ, и они могут сами выбирать свою редакционную политику.
– Сюда входит игнорирование резонансных фактов против собственного кандидата и целенаправленное копание в грязном белье его конкурента с публикацией непроверенной информации, типа «Трампа завербовали после того, как он развлекался в номере московского отеля с элитными проститутками». И тебе не кажется несколько странной корреляция: страна по своим предвыборным предпочтениям разделилась практически поровну, а СМИ – 49:1?
– Потому что Трампа поддерживают тупые и необразованные люди, а Байдена – прогрессивные.
***
– Социальные сети – это частные площадки, которые могут блокировать пользователей по своему усмотрению. Если пользователю что-то не нравится, он может просто уйти.
– Тебе не кажется, что в этом утверждении все пропитано лицемерием? Если мы откроем антимонопольное законодательство, то увидим, что контроль даже 30% рынка – это уже монополия, а Facebook и Youtube контролируют около 85% медиапространства.
***
– В странах западных демократий нет пропаганды и навязывания одной точки зрения!
– Расскажи это моему другу Стиву – сценаристу в Голливуде, он поддерживает Трампа и восхищается Путиным, но боится сказать это открыто, потому что в ту же секунду вылетит из индустрии с волчьим билетом. Или еще одному моему знакомому оператору на французском ТВ, который в приватных беседах абсолютно согласен с тем, что Ливия при Каддафи была самым богатым и развитым государством Африки, но не может этого сказать на работе, потому что с ним произойдет точно то же самое, что и со Стивом. Кстати, в каком немецком медиа за пределами любительских блогов можно почитать о том, что пора положить конец американской оккупации Германии?
***
– Отравления Скрипалей и Навального просто возмутительны. Немецкие врачи нашли яд в анализах Навального!
– Русских врачей и следователей к расследованию не допустили, в России с его анализами все было нормально, немцы нашим результаты не предъявляют. У нас что, в клубе джентльменам принято верить на слово?
– Ты вообще не понимаешь, как работает немецкая система!
– Возможно. Но зато у меня есть базовые юридические представления о том, как должно идти расследование и что подозрения, сколь бы правдоподобными они ни были, нельзя безапелляционно возводить в ранг обвинения.
– Все, не хочу ничего слушать, у тебя черно-белое представление мира!
Вот это «у тебя черно-белая картина мира» я от немцев слышу неоднократно.
Увы, после последних событий вокруг Украины подобные беседы будет вести еще сложнее.
Росток