0
5636
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.03.2022 19:38:00

Стамбул – "брат на вечер"

Древний город рад тебе только на время

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: турция, стамбул, культура, описание, животные


61-8-1480.jpg
То, что город перерезает не просто река,
но морской пролив – сразу придает ему
особый статус.
Стамбул стремительно вошел в топ моих любимых городов, не прилагая к этому никаких усилий.

…Стамбульский аэропорт – циклопических размеров. Напоминает аэропорт Гонконга. Кстати, здесь гораздо строже было в пандемию, чем у нас, – при выходе из самолета сразу слышалось: «Надевайте маски, у нас штрафуют». Так что в масках тут ходили 95 процентов населения. И на улицах тоже. Везде. Не знаю, как сейчас.

Помните в «Бриллиантовой руке»: «Стамбул – город контрастов»? Реплика отлично подходит к городу, где полуразвалившиеся постройки двухсотлетней давности соседствуют через квартал с люксовыми отелями и магазинами. Разные районы имеют совершенно разную атмосферу, разную геометрию домов и улиц, словно попадаешь в разные города. Стамбул мимикрирует, меняясь от холма к холму, словно огромное животное. Вросший в эти холмы, он чувствует свою мощь и ты, путник, поневоле заряжаешься его энергией и его мощью.

Стамбул потрясает с первого взгляда. То, что его перерезает не просто река, но морской пролив – сразу придает ему особый статус. Очевидно, что он никогда не был уездным городом – его широта, мощь и понимание своей значимости чувствуется с первого взгляда. Переплыть на пароме с одного берега на другой очень дешево; чайки летят рядом с паромом и выхватывают из рук пассажиров угощения – это, видимо, такой местный аттракцион.

Течет вода, плывет паром, летит чайка – три движения в одном кадре, впечатывающихся в память навсегда….

Как и другим мегаполисам мира, этому городу не до тебя. Он живет своей жизнью, бурлящей и неостановимой. Несколько раз ловил себя на мысли: «И мы еще называем Москву сумасшедшим городом!» Да Москва в сравнении просто образец упорядоченности и эталон спокойствия. Любому другому городу Стамбул даст фору в энергичности, шумности, яркости, контрастности. Тут просто какой-то круговорот людей, лиц, запахов. Тут нет ничего нейтрального. Или остро или очень остро. Или ярко, или очень ярко. Вот и весь город такой, острый и яркий.

Помните эпизод в «Звездных войнах» в инопланетном баре, где свободно общаются всякие мутанты-зверюги-инопланетяне? Вот тут такое же ощущение. Все разные, шумные, крикливые, но никакой агрессии или чувства опасности нет. Все очень чудное, но не страшное, не отталкивающее и в целом дружелюбное.

61-8-2480.jpg
Аристократизм султанов в самом
концентрированном виде представлен
поведением котов, которые здесь везде –
на улице, в кафе, в магазинах. Фото автора
На Гранд-базаре, ведущем свою историю с середины XV века и занимающем площадь в 30 000 метров,– чувства смешанные. С одной стороны, сохранилось много фресок и мозаик, сквозь окна и витражи красиво проникают солнечные лучи, с другой стороны – огромное количество развязных и навязчивых продавцов, а также кубометры подделок известных брендов и откровенного ширпотреба отталкивают от этого места. История есть, атмосфера чувствуется, но они так сильно разведены низкопробной современностью…

Насчет еды. Везде пишут, что Стамбул – один из немногих городов мира, в которых недорогая уличная еда не уступает, а во многом превосходит по качеству ресторанные образцы. Действительно, все очень вкусно, овощи, мясо, лепешки – просто объедение и вполне можно наесться за 500 рублей. Везде пьют чай. Я думал, везде будет «кофе по-турецки» в турках на песке. А все пьют чай.

По всему городу мелким слоем разложены коты и собаки. Стамбул напоминает громадный контактный зоопарк – все животные чипированные, чистые и здоровые, позволяют себя гладить и тискать. Все собаки добрые-добрые. Все коты – наглые-наглые. Недаром я использовал термин: «разложены» – движущихся животных нет. Все они возлежат в разных позах с разной степенью вальяжности. Аристократизм султанов в самом концентрированном виде представлен здесь поведением котов.

Стамбул – мусульманский город и один из религиозных центров. Купола, минареты, мечети – если не вид, так голоса муэдзинов напоминают тебе о том, что теперь ты осенен полумесяцем. Но эта его религиозность не отталкивает и не мешает восприятию. Наоборот, это одна из важнейших красок в портрете города. Постоянное напоминание о том, что ты здесь чужой. И сколько бы зазывалы на улице ни обнимали: «Брат! Друг!» – не покидает ощущение, что это все не твое, чужое и нам рады здесь только на время, «брат на вечер», пока ты ужинаешь в его кафе. И это тоже не отталкивает, это часть игры – одно из тысяч лиц этого города.

Много минаретов. Много мечетей самых разных размеров. Одна – совсем новая (открытая в позапрошлом году и, по сути, не начавшая еще полноценно работать). Она не тронула совсем. Конечно, ни о какой сакральности и речи нет. Такой учебник геометрии в архитектуре. Прилежная, аккуратная работа, такая мечеть отличника. Ни Бога, ни людей в новоделе еще нет. Люди еще не находили, не нанесли своими душами чего-то теплого.

Мне кажется, у нас сейчас тоже крен в сторону подобных архитектурных решений. Никто безумную Саграду Фамилию сейчас в производство не подпишет. Художественная разнузданность не в чести. Должно быть на «отлично», а значит, понятно, чтобы не было вопросов, чтобы дали финансирование.

И на контрасте – Айя-София, где чувствуются годы, десятилетия, века, тысячи лет, просто физически чувствуются кожей. Каждый сантиметр стены впитал в себя молитвы, шепоты, чаянья. Слышал плач по убитым, радостные возгласы о появлении новой жизни или победе в сражении. На всех языках и наречиях мира. И эти стены слышали их. Слышали и запомнили. Такое ощущение, что там даже говорить не нужно. Там достаточно закрыть глаза и слушать. И кажется, там просто входишь в резонанс с этими стенами.

Даже совершенные агностики должны чувствовать глубинные вибрации этого места, в котором хочется идти тихо-тихо и даже думать шепотом. Это такая родинка на теле планеты. Точка на карте, которую нельзя игнорировать. Она есть и была всегда. Сейчас она стала мечетью, но мне кажется, это место находится над религиями. Это словно Эверест – даже если на него водрузить флаг какой-то одной конфессии, это будет глупая натяжка, потому что он – как стихия. Никому не принадлежит и никому не подчиняется.

Стамбул – это не Турция в шаблонном представлении нашего соотечественника, привыкшего к резервации своего отеля all inclusive, с русскоговорящими сотрудниками отелей и унифицированным Тарканом из динамиков. Эта страна, притворяющаяся Турцией, слишком пытается понравиться, слишком хочет сделать тебе приятно. Настоящая Турция просто не заметит тебя. Как Стамбул, который был, есть и будет. Вечный, как Босфор. Какой у него культурный слой? Десятки метров, не иначе. И мы в прямом смысле ходим по истории – в памяти осталась мраморная плита одного из переходов дворца Топкапы, насколько я мог представить, орнаменты на ней были глубиной пару сантиметров, но миллионы прикосновений ног за сотни лет отполировали их. Унесли на своих подошвах частички истории. Так и я унес в своем сердце частичку этого города.

Стамбул не прикладывал никаких усилий для того, чтобы мне понравиться – он даже не заметил меня, как гора не замечает скалолаза, который «покоряет» ее вершину. Стамбул не ждет меня, но мне это и не нужно. Ведь солнце греет меня вне зависимости от моего присутствия на этой планете – так же и со Стамбулом, одним из по-настоящему значимых городов мира. 


Читайте также


Курды втягиваются в войну с Дамаском за автономию

Курды втягиваются в войну с Дамаском за автономию

Игорь Субботин

Турция готова прибегнуть к радикальному сценарию, чтобы разрушить "проект по разделу Сирии"

0
524
В поисках черной курицы. Об одной дальней поездке ради фотосессии с глухарем

В поисках черной курицы. Об одной дальней поездке ради фотосессии с глухарем

Антон Евсеев

0
3798
Азербайджан сделал Армении рождественское предложение

Азербайджан сделал Армении рождественское предложение

Игорь Селезнёв

Баку хотел бы вернуть в Западный Зангезур своих соотечественников

0
5976
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14106

Другие новости