Во всем мире на майнинг биткоина уходит 129 тераватт-часов энергии в год! Фото Reuters
По оценкам консалтинговой компании Chainalysis, американские инвесторы в 2020 году заработали 4,1 млрд долл. на биткоинах. Это почти в четыре раза больше, чем у следующей страны в списке – Китая (1,1 млрд долл.). Последующие места в этом списке распределились так: Япония – 0,9 млрд; Великобритания – 0,8 млрд; Россия, Испания и Франция – по 0,6 млрд; Южная Корея – 0,5 млрд.
Экономика криптовалют, хотя и испытывает зачастую сильную волатильность, набирает обороты и авторитет. По состоянию на середину июня 2021 года 32 компании аккумулировали более 325 млрд биткоинов. Первое место занимает Block.one. Она владела на тот момент 140 тыс. биткоинов (это примерно 5,5 млрд долл.). На втором месте – MicroStrategy: почти 91 тыс. биткоинов. На третьем – автомобильная компания Tesla: 38,3 тыс. биткоинов, приблизительно 1,5 млрд долл. (по данным CryptoDiffer).
Но если о валютном эквиваленте криптовалют, о перспективе их использования в цифровой и «аналоговой» экономике пишут много, то пока об энергоемкости процесса генерации (майнинга, от англ. mining – добыча) того же биткоина вспоминают вскользь. Тем более белое пятно – последствия майнинга криптовалют. А последствия самые разные – и социально-экономические, и экологические. Между тем как раз экология криптовалют весьма противоречива и даже экзотична.
Простой вопрос: сколько киловатт-часов электричества уходит на майнинг биткоина? 129 тераватт-часов энергии в год! То есть 1,29 х 1014 кВт-ч. Это больше, чем энергопотребление всей небольшой, но богатой Норвегии (124 ТВт-ч); или всего большого (165 млн жителей), но бедного Бангладеш (70 ТВт-ч). Весь Google за год потребляет 12, а все дата-центры в мире в сумме – 205 ТВт-ч. Как отмечают в связи с этим аналитики ТГ-канала Pornstat, «дата-центры хранят данные и приносят какую-то пользу обществу, а вот майнинг биткоина, который по сути своей просто тупое перебирание циферок, особой пользы никому, как нам кажется, не приносит...»
Не менее впечатляют данные по энергоемкости одной транзакции биткоина. По расчетам Digiconomist, в блокчейне на один перевод денег биткоина нужно более 1000 кВт-часов энергии (если быть точным – 1045,93 кВт-ч). Это больше, чем среднее американское домохозяйство потребляет за месяц (sic!). А еще на одну транзакцию приходится почти полтонны выбросов диоксида углерода (CO2) и 92 г электронного мусора. Кстати, согласно «Глобальному мониторингу электронных отходов 2020», подготовленному Глобальным партнерством по статистике электронных отходов (GESP), количество электронного мусора в 2019 году составило 53,6 млн т. В переработку попадает только 17%. Ожидается, что к 2030 году ежегодный объем электронных отходов достигнет 74 млн т.
А ведь биткоин не один такой. По состоянию на июль 2019 года на биржевых площадках официально было зарегистрировано и торговались примерно 2322 криптовалюты.
Любопытно сравнение энергоемкости транзакции биткоина с таковой, например, при транзакции с использованием кредитных карт. Тот же объем энергии, который требуется на одну транзакцию биткоина, уйдет на 703 тыс. транзакций с использованием кредитных карт. А вот объем выбросов углекислоты – полтонны – соответствует более чем миллиону транзакций с использованием кредиток.
Казалось бы, экологические преимущества пластика не подлежат сомнению. Но в реальности всё несколько сложнее.
С точки зрения экологии, по удельным характеристикам, действительно, использование пластиковых кредитных карт выглядит заманчиво. Однако и в этом случае негатив набирается приличный – за счет количества циркулирующих в мире пластиковых карт. Оно огромно. По оценкам Global Web Index via Datareportal, в 2020 году доля населения в разных странах мира, предпочитающих кредитные карты, составила: Южная Корея – 77%, Швеция – 74%, Россия – 72%, Великобритания – 70%, Франция и Китай – по 67%, Испания – 61%, Япония – 60%, США – 58%, Индия – 52%, ФРГ – 49% и Филиппины – 33%... И весь этот пластик после использования никуда не девается. Он практически вечен. В конечном итоге вся эта пластмасса попадает в Мировой океан.
С точки зрения экологии, весь этот пластик в конечном итоге попадает в мировой океан. Фото Pixabay |
Дело в том, что от 70 до 80% по весу составляет пластик, который переносится с суши в море через реки или береговые линии. Причем 81% пластика в океан поступает из рек Азии. Только на реку Пасиг на Филиппинах приходится 6,4% мирового речного пластика. Европейские страны, например, выбрасывают менее 0,1 кг пластика на человека. Для сравнения: на Филиппинах – 3,5 кг, в Малайзии – 2,4 кг. Этот пластмассовый мусор может разлагаться (вернее – не разлагаться) десятилетиями и столетиями.
Но, даже в итоге деградировав, он не исчезает. Он превращается в микропластик, который может сохраняться десятки тысяч лет. Австралийские ученые недавно выяснили, что уже примерно 14 млн т микропластика находится сейчас на дне океанов. По их данным, эти показатели в 25 раз превышают объемы, о которых говорилось в ранее проведенных исследованиях. Экологи с Зеленого континента использовали беспилотную подводную лодку, с помощью которой были собраны образцы с глубин до 3 тыс. м, в том числе и у южного побережья континента. «Наше исследование показало, что дно океана превратилось в настоящую свалку микропластика, мы были удивлены, обнаружив такое количество этого мусора в столь отдаленном регионе, – отмечает руководитель группы исследователей Джастин Барретт. – Властям, промышленности, общественности необходимо работать вместе для того, чтобы сократить загрязнение наших океанов».
Скорее всего российскому правительству не придется волноваться по поводу изменения отношения граждан к сортировке мусора, в том числе пластиковых отходов. По крайней мере, согласно результатам опроса Исследовательского центра портала SuperJob.ru, подавляющее большинство россиян (82%) готовы отказаться от использования пластиковой посуды: 42% сограждан однозначно готовы перестать пользоваться такой посудой, а еще 40% склоняются к такой практике. Опрос был проведен 16–17 марта 2021 года среди 1600 респондентов в возрасте от 18 лет, представляющих экономически активное население РФ, в 376 населенных пунктах, во всех федеральных округах.
И это хороший пример эффективности социальной рекламы, в том числе – отдельных баков для пластиковых отходов. Это к разговору о том, что россияне в основном равнодушны к экологической проблематике.
А какова судьба кредитных карт (кстати, не только кредитных карт, но и всех прочих видов пластиковых карточек, которых просто неисчислимое количество)? Ведь их, безусловно, можно отнести к трудно перерабатываемым пластиковым отходам.
Пластиковые карты к 2025 году станут раритетом, уверен первый зампред Сбербанка Александр Ведяхин: «Около 15% клиентов, которые дистанционно активировали карту, уже просто не забирают пластик из наших отделений. То есть они заказали карту, получили ее в смартфоне, и пластик им не нужен в принципе. Поэтому мы считаем, что пластик как вид, как пластиковая карточка будет все больше и больше удаляться. Я думаю, что к 2025 году это будет уже определенный раритет. Он не нужен будет точно».
Уже в прошлом году около 10% новых открываемых карт приходилось на цифровые карты вообще без физического пластика.
Так что, граждане, готовьте свои электронные кошельки. А их экологический след, несомненно, будет оценен несколько позже.