На выставке нижнего белья советской эпохи «Память тела» в ЦДХ. Фото РИА Новости
Мое увлечение модой преходяще и непостоянно. Я то помню о том, что она существует, а то напрочь забываю. Иногда листая модные журналы, делаю зарисовки, вздыхая над статями моделей, как о несбыточном для себя идеале. Кинокартины типа «Эмили в Париже» или «Дьявол носит Прада» засасывают меня целиком и полностью, но когда они заканчиваются, я снова возвращаюсь на круги своя.
Доступная во времена моего детства мода сходила со страниц заграничных журналов типа «Бурда Моден». Там в середине были прикреплены схемы с непонятными буквами, прерывающимися и сплошными разноцветными линиями. Мне эти вставки казались ненужными; мама вырывала их и отдавала подруге-портнихе, я же с удовольствием продолжала изучать одежду на ярко накрашенных моделях с химическими завивками.
От бабушки осталась швейная машинка в деревянном чехле, но доставалась она из-под него нечасто. Мама почти не шила, больше вязала. Помню, как в Питере (тогда еще – Ленинграде) мы с ней остановились возле витрины магазина, где была выложена мягкая и воздушная пряжа из ангоры светло-желтого и ярко-бирюзового цветов. Этими пушистыми клубками, комками тактильного счастья хотелось обладать до безумия! Мама тогда купила пряжу и даже что-то потом из нее связала…
…Белый подиум в виде буквы Г, ведущая на фоне копии статуи Венеры Милосской строго объявляет: «Летний комбинированный костюм «Универсал 69». Поощрительная премия на Межобластном форуме современной одежды в Житомире». Это советский показ мод из фильма «Бриллиантовая рука», в котором меня больше всего цепляла трансформация пиджака в куртку и брюк в элегантные шорты. Ужасно хотелось попасть туда, на этот показ, вкусить от мира моды, насладиться атмосферой и почувствовать себя одной из героинь Людмилы Гурченко, Светланы Светличной, Натальи Селезневой…
Однако погружение в моду пришлось отложить до лучших времен, а пока я только ходила мимо Дома моды Славы Зайцева на проспекте Мира и облизывалась на его витрины. Однажды нас с однокурсниками отправили на выставку нижнего белья советской эпохи «Память тела», проходившую в Центральном доме художника на Крымском Валу, заданием было написать оттуда репортаж или очерк впечатлений. Пришлось внимательно изучать экспонаты: «семейные» трусы, майка «алкоголичка», трусы с начесом, комбинация.
Доступная в советские времена мода представала на страницах заграничного журнала «Бурда Моден». Фото РИА Новости |
Я ходила по выставке и думала о том, как мне повезло, что не застала этой безумной безвкусицы и трусов-парусов, больше напоминавших пояс безбрачия, чем предмет гигиены или соблазнения…
А недавно на моей улице случился праздник – я попала на пресс-обед в грузинском ресторане, где планировался показ шарфов. За столом оказались представители творческих профессий разных поколений. Мне повезло: рядом расположилась актриса Светлана Тома, героиню которой, цыганку Раду, когда-то боготворила моя мама. И я, вместо того чтобы мечтать об одном из шикарных шарфов, намотанных на лебединых шеях моделей, все норовила закопаться в собственную сумку-сумищу в поисках ручки и бумаги для автографа.
Потом в погоне за дозой «высокой» моды я оказалась в павильоне Аптекарского огорода. Там, среди свисающих тропических растений, расставили около десятка картин какой-то начинающей художницы. Напротив небольшой сцены с роялем выстроились стулья, за ними скромно притаились столы с шампанским. По огороженной подиумной дорожке одна за другой принялись ходить длинноногие красотки в романтических моделях от белорусского дизайнера. Вспомнился фильм «Миссис Харрис едет в Париж» о том, как очаровательная пожилая англичанка, увидев шикарное платье от Кристиана Диора, целый год копила на него. Срочно захотелось сбежать домой, чтобы пересмотреть этот фильм.
Знаменитые кадры с Андреем Мироновым с трансформацией пиджака в куртку и брюк в элегантные шорты. Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». 1968 |
Когда я входила в это здание, на меня прямо дохнуло Советским Союзом, и даже померещилось, что за дальней колонной выглядывает герой Семена Фарады из фильма «Чародеи». «Летящие», смелые линии лестниц в виде изгибающихся волн ну очень впечатляли. Взгляду предстал макет здания на фоне высоченных окон – светлое пространство, прекрасно подходящее для мероприятий типа корпоративного празднования Нового года. Представленные картины посреди этого архитектурного великолепия меркли и растворялись.
И вот после громкого «Начинайте!» обещанная «Русская весна/лето 2022» стала спускаться в зал по мраморной лестнице – манекенщицы разного возраста демонстрировали коллекцию одежды для бизнесвумен. В зале собрались работники легендарного здания, и было видно, как каждая мысленно примеряет увиденное на себя.
– А кто автор? – почему-то поинтересовалась одна из них у меня. (Неужто я выгляжу как гуру моды и знаток российских кутюрье?). «Строгий дресс-код может быть элегантным и женственным. Даже деловая женщина имеет право носить роскошные ситцевые платья с цветочным принтом», – выпалила я зачем-то вычитанное недавно в пресс-релизе. Выслушивать такие подробности та явно не рассчитывала и быстро ретировалась. А я задумалась.
Может, в наступивших реалиях стоит обратить взор в сторону произведений отечественных модельеров, среди которых, как оказалось, есть вполне достойные и доступные по цене? Главное, чтобы дизайнерам было чем вдохновляться, а портным – из чего шить. Совсем не хотелось бы возвращения к временам дефицита хороших тканей и обилия одинаковых платьев в толпе.