Группа паломников впервые посетила место захоронения рабби Шабтая, которое было обнаружено совсем недавно.
Хасиды уже доказали, что умеют прорывать санитарные кордоны, когда им нужно достичь своей цели. Осенью 2020 и 2021 годов связанные с пандемией ограничения не помешали им проникнуть в город Умань Черкасской области, где находится погребение Брацлавского ребе. Новое испытание, возможно, предстоит набожным путешественникам уже в связи с политическими и военными передрягами в Восточной Европе.
Посол Украины в Израиле Евгений Корнийчук пообещал хасидским паломникам проблемы в связи с действиями еврейского государства. Украинского дипломата обидело введение электронных виз для граждан его страны, въезжающих в Израиль. Он сравнил положение украинцев с правами россиян и белорусов, которые могут пересекать израильскую границу в соответствии с соглашениями о безвизовом въезде.
С Украиной у Израиля тоже безвизовый режим, но в отношении граждан этой страны чиновники еврейского государства стали испытывать определенные подозрения. Для тех, кто имеет возможность сейчас посещать улицы и пляжи Тель-Авива или Хайфы, заметно возросшее число людей, говорящих на русском языке с характерным южным говором. Стены зданий «украшают» надписи вроде таких: «Слава Украине! Слава нации!» Так что с национальным характером израильских городов происходят некоторые метаморфозы, которые нервируют местных чиновников.
Украинский посол сообщил, что в Киеве «сейчас размышляют, не приостановить ли в ответ безвизовый режим для израильтян». Корнийчук достал из рукава сильный козырь, который украинская дипломатия использовала и раньше. По словам дипломата, «сейчас это будет неощутимо, но к Рош ха-Шана израильское правительство это почувствует». Напомним, речь идет об осеннем празднике, к которому приурочен пик поездок в Украину с целью почитания мемориала рабби Нахмана из Брацлава.
Вскоре после заявления посла Верховный суд Израиля отменил квоту в 5 тыс. человек, которая распространялась на украинцев, въезжающих в Израиль вне рамок иммиграционных программ. Весной, в связи с потоком беженцев, такое ограничение было введено Министерством внутренних дел. Но на ситуацию влияют и другие факторы.
Плохо верится, что упорные хасиды отступятся от вожделенной Умани. Однако у верующих теперь появился альтернативный маршрут. Если украинское посольство требует от Израиля четко определиться, на какой стороне еврейское государство в противостоянии России и Украины, то новые исторические и духовно-археологические изыскания иудеев еще более отдаляют от какой бы то ни было возможности поделить мир на черное и белое.
Умань располагается в сердце Украины. Местная община, которая регулирует паломничество, за время специальной военной операции Вооруженных сил России не раз доказала лояльность Киеву. Скажем, когда в конце марта Министерство обороны РФ заявило, что украинские войска устроили склад боеприпасов в еврейском религиозном комплексе, хранитель мемориала раввин Натан Бин Нун опроверг эти сообщения. А потом в Умань еще приезжал раввин синагоги Бродского в Киеве, чтобы на видеокамеру подтвердить слова Бин Нуна.
Так вот, совсем недавно хасиды протоптали тропинку к месту упокоения еще одного мудреца Торы, похороненного на территории нынешней Приднестровской молдавской республики (ПМР). Это политическое образование не признано миром, власти в Молдавии считают его незаконным и сепаратистским, а народ здесь тяготеет к России. К многонациональному населению Приднестровья принадлежат и украинцы, далеко не все из которых симпатизируют официальному Киеву.
Синагога в Рашкове – самая старинная в Молдавии, но здание нуждается в восстановлении. Фото с сайта Еврейского центра «Хэсэд» |
В репортаже приводится рассказ главного раввина Молдавии Пинхаса Зальцмана о том, что в этом году на старинном еврейском кладбище нашли погребение известного цадика (хасидского праведника и знатока Писания) рабби Шабтая из Рашкова (1655–1745), одного из учеников основателя хасидизма Исроэля Баал-Шем-Това. Рабби Шабтай – автор известного молитвенника. Он также участвовал в борьбе ранних хасидов с сектой франкистов, которые довели мистицизм Каббалы до настоящей «аморалки». Рабби Шабтай основал свою династию и оригинальную традицию в русле хасидизма.
На рашковском кладбище оборудовали мемориал («охель» на иврите), и вот теперь ожидается, что сюда направится поток почитателей великого раввина. «Я езжу очень много по Европе и России и никогда не видел, чтобы так уважали евреев, как в Приднестровье. Я бы хотел поблагодарить господина Вадима Красносельского: о чем бы я ни попросил, он всегда готов помочь», – заявил Пинхас Зальцман. Напомним, Красносельский – глава ПМР. Впрочем, подобная демонстрация лояльности у хасидов в природе вещей. Религиозный закон предписывает иудеям уважать законы и власти тех стран, где они проживают или даже временно находятся.
Среди поросших бурьяном руин старинной синагоги 1749 года постройки паломники совершили молитву. Это сооружение во многом уникально. Каждая из стен дома молитвы некогда представляла собой фасад, а интерьер синагоги украшала каменная резьба в стиле барокко, остатки которой можно увидеть и сегодня. До наших дней сохранились только стены, да и то частично. Свод синагоги был взорван в 1930-е годы.
Еврейская община Молдавии проводит кампанию по развитию этого «духовно-туристического кластера». Похоже, что власти Приднестровья подобные намерения поддерживают, несмотря на то что инициатива исходит из Кишинева. Если удастся перенаправить часть паломнического потока из Умани в Рашково, как мечтают в Кишиневе, возможно, местное еврейское наследие еще переживет возрождение. Все знают, какой шикарный религиозный комплекс отстроен в Умани, да и на благополучие всего украинского города постоянное движение тысяч паломников из Израиля и США повлияло самым радикальным образом. Что-то похожее может случиться с Приднестровьем, если набожные евреи решатся на своеобразный «сепаратизм» по отношению к уманьскому мейнстриму.
Сейчас земли юго-запада бывшей Российской империи, где в начале XVIII века расцвело хасидское движение, раздирают политические и военные противоречия. Но богатая еврейская история в этих краях позволяет расширять сферу паломничества и религиозного туризма до бесконечности, при необходимости пролагая маршруты пилигримов между рубежей, политических режимов и прочих прихотей смутного времени. Евреям России на протяжении веков приходилось видеть и войны, и изменение границ государств, и движения целых народов. Все течет, все меняется. Не меняется лишь бойкая хасидская натура.
комментарии(0)