В детстве я всегда удивлялась: как можно любить садово-огородные работы?! Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru
Если бы несколько лет назад я услышала, что буду копать грядки на даче и разбираться в сортах свеклы – рассмеялась бы в лицо несущему подобный бред.
Мне было лет одиннадцать-двенадцать, когда родители приобрели приусадебный участок размером в пять соток. С этого момента во мне открылся талант нытья и ворчания. Наша дача находилась в шаговой доступности от дома; когда ты идешь налегке полтора километра туда – это еще ничего. Очаровательная прогулка по березовой роще. По пути можно собрать землянику или охапку лесных колокольчиков. Но когда ты тащишься с полными ведрами вишни, помидоров и мешком кабачков обратно – прогулка превращается в строительство египетской пирамиды. Жарко и тяжело.
Родители проявили инженерную мысль и быстренько смастерили сумку-тележку, но мое нытье от этого стало еще нуднее. Нагруженная дарами огорода колесница то и дело запиналась о любой камень и норовила перевернуться. Помидоры выпрыгивали из нутра сумки и со скоростью болида «Формулы один» улепетывали по лесной дорожке.
Я всегда удивлялась: как можно любить садово-огородные работы?! Пыльно, липко от пота, еще и тучи комаров над ухом звенят, а мама напевает веселую песенку и пасынкует помидоры.
– Никогда, никогда у меня не будет дачи! – изрядно искусанная комарами и крапивой, выбираюсь из кустов малины. – Ну зачем она нужна?!
– Как зачем? – удивляется мама и протягивает мне молодые стручки зеленого горошка. Сладкий, сочный. Запихиваю в рот горошины. – Дача – наша кормилица. Она нам очень помогает. Компотики, варенья и твои любимые соленые помидорки разве не нужны?
– Ага, ага, и картошку еще окучивать, и комары с крапивой, – ворчу я, расчесывая укусы.
– Ну а куда без препятствий? Без труда не выловишь и рыбку из пруда! – улыбается мама и подпихивает мне чашку с черной смородиной. – Ешь. Сплошная польза. Витамина С в смородине не меньше, чем в лимоне. Сейчас накопишь его, зимой болеть не будешь.
Мама, как всегда, права. Ангинами я в то время болела знатно, и крепкий иммунитет растущему организму был необходим. Со смородиной и малиной я, так и быть, смирилась, но все остальное – увольте.
Начиная с моего десятого класса и по пятый курс университета работа на даче была поставлена на поток – бегом с учебы домой, потом рысью на участок, быстро сделать всю работу и со спокойной совестью айда гулять с друзьями.
Свежее, умытое дождем утро, идешь босыми ногами по росистой траве, и даже жара здесь переносится гораздо легче, чем в городе. Фото Татьяны Тимирхановой/PhotoXPress.ru |
– Это ты сейчас так думаешь, – улыбалась мама моим высказываниям и предположениям. – Время покажет. Еще увлечешься огородничеством, попомни мои слова.
Я помнила и фыркала – однозначно нет! Отдохнуть на природе, поваляться в гамаке, сварганить шашлычок – и на этом все. Какая картошка?! Какие парники с огурцами?!
…Теплицы у меня и впрямь нет, но дача уже семь лет как есть. До прошлого года наша семья жила на ней круглый год. Мы с легкостью сменили блага квартиры на скромность дачного домика. Окружающая атмосфера располагала. Добраться до города можно за пятнадцать минут, общественный транспорт ходит часто и останавливается недалеко от участка.
Здесь я открыла талант к писательству, опубликовала несколько рассказов и вошла с ними в авторские сборники. Получила новую профессию, которая помогает мне не только разбираться в сортах смородины, но и повышать иммунитет, держать свой вес в узде и понимать, сколько чистых углеводов в 100 граммах свежей малины. Я – нутрициолог, для меня важно узнавать новое о том, что мы едим. Чтобы польза и ничего, кроме пользы для здоровья.
А какие здесь дивные розовые рассветы и умопомрачительные закаты цвета индиго с грозовыми всполохами! Здесь я впервые увидела и услышала такое большое количество птиц! На рябине сидят дрозды, где-то вдалеке кукушка вещает о будущем, а на пруду за забором мама-утка вывела на прогулку пушистых утят. Вчера на соседском гараже гордо восседала сова.
Обожаю свою дачу! Махровые мальвы и нежные космеи расположились по бокам дорожек. Аромат ночной фиалки аккуратно пробирается с ночным туманом в распахнутое окно. Свежая зелень щедро посыпана на еще горячую молодую картошку. Краснобокая редиска – первый гость на летнем столе. Кусты черной и красной смородины усыпаны красками лета – заморожу ягодки, зимой будут радовать семью витаминами.
Свежее, умытое дождем утро, идешь босыми ногами по росистой траве... Благодать. Даже жара здесь переносится гораздо легче, чем в душной квартире. Зима имеет свои прелести: жаркая баня, запеченное в тандыре мясо и ароматный чай с чабрецом и облепихой. Долгие, вьюжные вечера под треск поленьев в камине и, как в детстве, мокрые варежки на батарее… Снега в Сибири бывает много – и иногда приходится убирать дорожку не один раз за день.
Друзья любят бывать у нас в гостях:
– Как у вас хорошо! Умиротворение и дзен повсюду. Сорняки не растут, что ли?
– Тоже хочу дачу, но только для отдыха. Приехать, отдохнуть от суеты города, расслабиться, а землю засеять газоном.
– Качели поставить и на круглый стол под кружевной скатертью водрузить пузатый самовар. Но только не грядки.
Ну-ну, улыбаемся мы и дарим на прощанье пакет с выращенными цукини и морковкой, а зимой обсуждаем с новоиспеченными хозяевами дачного участка тему удобрений для клубники.
Эту зиму пережидали в квартире, для работы удобнее жить в городе. Но уже в первую декаду марта торжественно въехали в дачный дом. Собака, два кота, корзина с семенами – и общий восторг от возвращения. После трехмесячного отсутствия любопытно было наблюдать за пробуждением природы. Дачники ожидались только к маю, и, следовательно, было время вдоволь насладиться миром интроверта.
Чем же нам запомнится этот июль? Отцвели пионы и калина. На картофельные грядки занесло синеглазые васильки и алые маки. Сегодня соберу красную смородину и открою новую дачную главу.
Пусть лето будет щедрым для каждого. Воспоминания, пропитанные зноем июльского ветра, будут согревать нас морозной зимой. И это просто замечательно.