Утята из цветов – визитная карточка Майнау.
Легенда гласит, что после сотворения мира Бог решил взглянуть с небес на дело своих рук. Увиденное его так поразило и умилило, что он прослезился и уронил на землю слезу. И она превратилась в гладь Боденского озера.
Это самое большое и глубокое озеро в Европе после Женевского еще называют Швабским морем. Ведь находится оно в местах исконного проживания швабов: на границах немецких земель Бавария и Баден-Вюртемберг на одном берегу и Австрии и Швейцарии – на другом. Климат здесь настолько мягкий, что виноград на берегах озера вызревает в то же время, что и в странах Средиземноморья. Да и вообще все здесь по-южному ярко, пышно и изобильно.
А старина напоминает о себе повсюду, во всяком случае на немецком берегу. Живописная фахверковая застройка, брусчатые мостовые, узкие улочки создают романтический стиль средневековых городков. По вечерам на площадях звучит музыка Брамса и Моцарта в исполнении юных музыкантов, одетых в парики и ливреи. В небе постоянно курсирует прогулочный дирижабль. И это не случайно, ведь конструктор воздушного аппарата граф Фердинанд фон Цеппелин родом из этих мест, и его памятники и бюсты встречаются прямо-таки на каждом шагу.
Богатой историей пропитан и остров Майнау – пожалуй, главная достопримечательность на всем Боденском озере. Первые следы человека здесь датированы третьим тысячелетием до Рождества Христова, о чем свидетельствуют останки свайных жилищ, обнаруженные около берега. В 15 году до нашей эры римляне построили крепость, и Тиберий разместил на острове базу своей флотилии. А рыцари Тевтонского ордена возвели в XIII веке замок, от которого до наших дней дошли разве что сторожевые башни.
Свои первые следы шведы оставили здесь во время Тридцатилетней войны. Покидая Майнау в 1649 году, они вывезли много ценностей – на 4,5 млн гульденов. Видимо, от того времени и остался здесь так называемый Шведский крест, хотя достоверных сведений, когда и откуда он появился, нет. Судя по преданию, шведы не смогли присвоить и увезти только распятие, которое вдруг обрело такую тяжесть, что его стало невозможно поднять. Сейчас «Шведский крест» установлен у дамбы, соединяющей Майнау с немецким берегом.
Остров часто менял владельцев, о чем рассказала Беттина Бернадотт, глава Фонда Леннарта Бернадотта, которому и принадлежит сейчас Майнау. Словоохотливая Беттина признается, что у нее немецкие, шведские и русские корни.
В 1907 году Майнау унаследовала Виктория Баденская, находившаяся в браке со шведским королем Густавом V. Их сын принц Вильгельм женился на великой княжне Марии Павловне – внучке Александра II и кузине Николая II.
В 1909 году у принца Вильгельма и Марии Павловны родился сын – наследный принц Швеции, герцог Смоланда Густав Леннарт Николаус Пауль Бернадотт. Судьба ему уготовила королевский трон, но вместо правления вопреки воле отца молодой человек выбрал любовь. В 23 года он женился на девушке отнюдь не голубых кровей. Этот брак лишил его права шведского престолонаследия. Принц получил титул графа Бернадотт, поселился на Майнау и до смерти в 95-летнем возрасте в 2004 году поcвятил себя благоустройству острова. После себя он оставил четверых детей от первого брака, пятерых – от второго и цветущий остров-парк.
А получил его Леннарт в крайне запущенном состоянии. Во дворце не было электричества, проваливались полы и текла крыша, парк просто одичал. Поскольку средств нанять садовников не хватало, несостоявшийся король Швеции сам взял в руки лопату, познал азы селекции растений и стал превращать Майнау в уникальный парк, образец ландшафтного дизайна и научную лабораторию для садоводов. Он, кстати, и сам поначалу разливал за стойкой пиво в закусочной для первых посетителей. До пандемии на Майнау бывало свыше 2 млн человек в год. Этим летом на отсутствие посетителей тоже пожаловаться нельзя.
На остров-парк приезжают даже с грудными младенцами. Фото автора |
Летом почти безраздельно господствуют розы – больше 30 тыс. кустов 500 сортов. Розам достойно аккомпанируют пионы и камелии. Все вместе они создают головокружительные узоры. А осенью Майнау становится обителью георгинов разнообразных форм и оттенков. Остров признан крупнейшим в Европе селекционером этих цветов.
На Майнау можно увидеть не только обычные скульптуры, но и созданные из цветов объемные изображения животных и птиц. И конечно, нельзя пройти мимо Дома бабочек. В павильоне, выстроенном в форме бабочки, поддерживается тропический климат. Влажность воздуха составляет почти 90% при температуре от 25 до 30 градусов по Цельсию. Вокруг посетителей порхают тысячи бабочек всех размеров и расцветок, завезенных из Латинской Америки, Азии и Африки. Они вообще не боятся посетителей, и потому здесь можно запросто сфотографироваться с крылатой красавицей на плече или на голове.
О том, что время от времени Майнау посещает сама королева Швеции Сильвия, рассказывает не только Беттина, но и сообщают стокгольмские СМИ. Так, один из последних, в сентябре 2019 года, королевский визит был приурочен к 25-летию учрежденного ею Фонда наставничества для молодежи. Организация работает по всему миру, но базируется на Майнау.
Здесь также находится отделение другого фонда, основанного королевой Сильвией, – World Childhood Foundation. Направление его деятельности – охрана детей от сексуальных домогательств и поддержка девочек и молодых матерей, подвергшихся насилию. Фонд распространяет информацию о правах детей и рассказывает о случаях эксплуатации детского труда, чтобы привлечь внимание мировой общественности к этой все еще злободневной проблеме.
Если уж речь зашла о детях, то нельзя не вспомнить трагедию над Боденским озером. 20 лет назад, в июле 2002-го, в небе над озером столкнулись два самолета – пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing-757 компании DHL. Страшная катастрофа унесла жизни 71 человека, в том числе 52 ребят, направлявшихся из Уфы на отдых в Барселону.
Так что не только достопримечательности на Боденском озере осматривают его посетители. Несмотря на не самое благоприятное нынче в Европе отношение к россиянам, люди приходят с цветами к месту падения Ту-154. Здесь установлен мемориал под названием «Разорванная жемчужная нить».
Майнау-Стокгольм