0
4038
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.09.2022 17:39:00

Тайны кофейного напитка

Как можно простимулировать выработку дофамина

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров  – ответственный редактор «НГ-энергии».

Тэги: кофе, кофеин, культура, общество, здоровье


кофе, кофеин, культура, общество, здоровье По мнению экспертов Journal of Marketing, поступление кофеина в организм может провоцировать человека на импульсивные покупки. Фото Unsplash

Как мы воспринимаем такой повседневный напиток, каким для современного человека стал кофе? Ведь в мире ежедневно, по данным 2020 года, выпивается 2,25 млрд чашек кофе. Однако для меня было всегда было загадкой, почему кофе как напиток появился в Эфиопии больше тысячи лет назад, а пьют его сегодня больше всего в Европе. А до Европы он дошел только в XVII веке. Впрочем, до Азии еще позднее – в XVIII–XIX веках. Но в Азии острую конкуренцию кофе составляет чай.

Действительно, в топ-10 стран по объему потребления кофе на душу населения большинство позиций занимают европейские страны.

Финляндия занимает 1-е место: 12 кг на человека; Норвегия – 2-е место: 9,9 кг; Исландия – 3-е место: 9 кг; Нидерланды – 5-е место: 8,4 кг. Франция – на 18-м месте: 5,4 кг на человека.

Что же способствовало распространению кофе? Здесь на начальном этапе главную роль играла… глобализация (в тот период она нередко выступала в форме колонизации) и технический прогресс. Голландия была первой европейской страной, которая увидела коммерческий потенциал кофе. В 1690-х годах голландцы начали выращивать кофейные деревья в одной из своих колоний – на острове Ява. Они же стали одними из первых поставлять кофе в Европу. Больше века Амстердам был центром мировой кофейной индустрии.

В 1652 году открыли первый кофейный дом в Лондоне, а уже к концу XVIII века там насчитывалось более 2000 кофеен. Ведь кофейные зерна надо было особым образом смолоть и заварить. Не случайно на сегодня уже существует 18 методов заваривания кофе, и большинство из них связано с созданием специального устройства, нередко весьма сложного.

К тому же в то время кофейни считались помещениями для деловых встреч. Например, старинная кофейня «Виргиния и Мэриленд» на Треднидл-стрит была центром встреч для тех, кто вел дела с Россией. Впоследствии кофейня стала называться «Балтикой».

Но в распространении кофе был и второй важный фактор. Его издавна (еще в Эфиопии) рассматривали как лекарство и с его помощью пытались лечить различные болезни. Не случайно, согласно бытующей легенде, погонщик коз обратил внимание на странное поведение своих питомцев, наевшихся ягод с кофейного деревца и переставших спать. Мол, так было открыто кофе. В 1748 году немецкий врач в Страсбурге Георг Хайрих Бер опубликовал сборник полезных и вредных свойств различных напитков. Ему впервые удалось обобщить все доступные ему и ранее опубликованные данные о кофе. В результате он описал не только позитивное, но и негативное воздействие кофе на различные человеческие органы.

Недаром человечество издавна задавалось вопросом, что такое кофе – пища или лекарство? Ведь у него масса фармакологических эффектов. Но питательных элементов в нем практически нет – ни белков, ни жиров, ни углеводов, ни витаминов, ни минералов. А главный компонент – кофеин – представляет собой мощный психостимулятор. Именно в нем следует искать ключ к разгадке такого широкого распространения кофе в мире. Впрочем, и у чая кофеин тоже главный компонент, благодаря которому он получил свое распространение.

Но тому, что древние справедливо рассматривали кофе как лекарство, лишь недавно нашлось подтверждение. Дело в том, что кофеин влияет на человеческие гены. Процесс, благодаря которому кофеин влияет на наши гены, называется метилированием ДНК. Чем больше ученые узнают об этом процессе, тем больше он кажется им ключевым в управлении «эпигенетическими переключателями» в растущем списке заболеваний и расстройств, догоняющих человека с возрастом.

7-16-1480.jpg
Больше всего кофе на душу населения пьют
в европейских странах. Фото Reuters
«В целом исследование показывает, что потребление кофе связано с различными уровнями метилирования ДНК и что связанные с ним эпигенетические вариации могут объяснить механизм эффекта кофе при определении риска заболеваний». «Эпигенетика – это модификации ДНК, не затрагивающие основную последовательность, но аккумулированные в экспрессии генов, – пишут авторы. Об этом исследовании можно прочитать на научном портале BioRxiv Лаборатории в Колд-Спринг-Харбор.

К исследованию было привлечено 15 800 добровольцев европейского и афроамериканского происхождения. Большой размер выборки и многоэтнический вклад стали движущей силой этой работы.

Но если рассматривать воздействие кофеина на организм не столь глубоко, то и в этом случае делаются все новые открытия. Кофеин распределяется в человеческом организме очень быстро и достигает кишечника уже через 15 минут после выпитой чашки кофе. Но через 5–7 часов снова исчезает, поскольку быстро выводится организмом.

Однако, что самое удивительное, за это время он способен полностью изменить поведение человека. Раскрыто влияние выпитого кофе на поведение покупателя в магазине. Соответствующее исследование было не так давно опубликовано в Journal of Marketing американской ассоциации маркетинга. Согласно отчету, чашка кофе может спровоцировать человека делать импульсивные покупки, в частности приобретать свечи, духи, декоративные предметы и массажное оборудование. Перечисленные товары исследователи называют «гедонистическими», то есть вызывающими эстетическое удовлетворение.

Отмечается, что под действием кофеина люди нередко бронируют дорогие путешествия.Для подтверждения данного факта эксперты сравнили поведение людей, которые пьют кофе во время шопинга, и тех, кто предпочитает воду и напитки без кофеина. «Кофеин является одним из самых мощных стимуляторов – легальных и доступных. Те, кто употреблял его перед совершением покупок, тратили в разы больше», – говорят они.

Объясняется, что упомянутое вещество изучено не до конца. Однако известно, что кофе вызывает состояние физического возбуждения в организме, когда человек чувствует себя активным, энергичным и взволнованным. «В этом состоянии мы становимся более восприимчивыми к характеристикам продукта и его эстетическим свойствам», – утверждается в исследовании.

Попадая в организм, кофеин имитирует нейрогормон аденозин, который замедляет нервные импульсы, вызывает сонливость. Кофеин блокирует рецепторы аденозина в головном мозге и в других органах. Стимулирует выделение гормона адреналина, который увеличивает частоту сердечных сокращений и повышает давление, увеличивает приток крови к мышцам и провоцирует поступление в кровь глюкозы из ее депо в печени. И наконец, кофеин повышает уровень нейрогормона дофамина в мозге. А ведь именно дофамин ответственен за чувство благополучия и счастья.

Именно дофамин скорее всего и побуждает покупателей к опрометчивым поступкам. Ведь шопинг – самый простой способ стать счастливым.


Читайте также


Развитой социализм «экономики возможностей» Камалы Харрис. Опубликована программа кандидата в президенты от демократов

Развитой социализм «экономики возможностей» Камалы Харрис. Опубликована программа кандидата в президенты от демократов

0
2077
Константин Ремчуков. Число новых компаний с иностранным капиталом в Китае выросло, несмотря на спад зарубежных инвестиций

Константин Ремчуков. Число новых компаний с иностранным капиталом в Китае выросло, несмотря на спад зарубежных инвестиций

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 23.09.24

0
3284
Сюжеты цивилизационной навигации

Сюжеты цивилизационной навигации

Александр Неклесса

В антропологической вселенной складывается сообщество вне рамок географической локализации и национальной государственности

0
5599
Почему неизбежен вопрос о ментальности технических устройств

Почему неизбежен вопрос о ментальности технических устройств

Владимир Жебит

Путь к сознанию машин

0
5437

Другие новости