В Нюрнберге настолько дорогое отопление, что некоторые его жители предпочитают мерзнуть. Фото Reuters
Во время одного из своих выступлений канцлер Германии Олаф Шольц пообещал, что в случае дефицита газа правительство позаботится о своих гражданах. Однако многие жители Германии, не веря заявлениям официальных лиц, уже сами начали подготовку к предстоящему отопительному сезону, который рискует оказаться крайне проблемным не только для домохозяйств, но и для предприятий ФРГ. Немецкая ассоциация городов и муниципалитетов на фоне не утихающего энергетического кризиса бьет тревогу и предупреждает даже о возможном «блэкауте» в Германии.
Подъезжаю в Нюрнберге, втором по численности городе Баварии, к дому, в котором Эдуард и Юлия снимают трехкомнатную квартиру. Эдуард, уроженец Краснодарского края, вот уже более 20 лет живет в Германии, жена Юлия, мексиканка, перебралась сюда более 18 лет назад. Семья встречает меня на пороге с грудным ребенком на руках, и первое, что бросается в глаза, – все семейство тепло одето, а дочка Валерия еще и укутана одеялом.
Молодая мама просит меня поскорее закрыть входную дверь и спешно уносит дочку в спальню. Ну а мы со счастливым, но несколько изнуренным отцом проходим на кухню, где уже подогревается пицца «Маргарита».
– Слушай, как-то у вас не жарко, – замечаю я.
– Да пока терпимо, – отвечает Эдуард, проверяя степень готовности пиццы. На нем брюки из плотной ткани, свитер, теплые носки. – Вот что будем делать дальше, пока не совсем понятно.
Квартира находится на первом этаже пятиэтажного многоквартирного дома, входя в нее, ожидаешь более комфортной температуры.
Пицца готова, Эдуард достает из холодильника березовый сок в пакете и, видя мое удивление, поясняет, что купил его накануне в русском магазине.
– Ты же понимаешь, что ребенок – это все-таки дополнительные расходы. Недавно прилетала теща из Мексики – один билет мне обошелся в 1300 евро, до нее моя мама из Краснодарского края прилетала, а это еще 1500 евро. Причем прямых рейсов из России в Германию сейчас нет, для пожилого человека перелет превратился в «квест» и настоящее мучение, – добавляет глава семейства.
Эдуард – лингвист, преподаватель немецкого языка в частной школе. Жена до рождения ребенка работала секретарем в адвокатской конторе.
– Ну а государство вам как-то помогает? – интересуюсь я.
– Детские нам уже выплачивают, но жена пособие пока не получает, ждем уже второй месяц. Завтра буду звонить, выяснять, в чем дело. Немецкие службы почему-то особо не торопятся, – иронично замечает молодой папа, разрезая пиццу. – Там, насколько я помню, нам причитаются от 65 до 100% с зарплаты жены в течение 12 месяцев после рождения ребенка. Это так называемый Elterngeld (специальное пособие по уходу за ребенком в Германии, призванное поддержать молодых родителей. – Т.С.).
Несмотря на холодные ночи, некоторое время, по словам Эдуарда, в их доме не включали отопление, и всей семье приходилось спать в одежде.
– Похоже, в нашем доме уже начали экономить и включают отопление лишь при снижении температуры до определенной границы, – рассказывает Эдуард. – Пару раз, когда ночью серьезно холодало, подходил к батарее и замечал, что она теплая, днем отопление у нас снова отключается.
Однако все же погода в текущем году была на стороне граждан: в октябре средняя температура в Германии составила 12,5 градуса по Цельсию, что стало абсолютным температурным рекордом за все время наблюдений.
– Видишь, уже обзавелись тепловентилятором. – Эдуард продемонстрировал мне свежую покупку. – Да, наверное, придется раскошелиться при оплате электроэнергии, но куда деваться?
Также, по словам главы семейства, они с женой подумывают дополнительно приобрести масляный радиатор, если батареи не будут прогревать комнаты. Сами батареи с первыми заморозками семья планирует постоянно держать включенными, чтобы достичь комфортной температуры в квартире, в первую очередь в детской комнате.
Зашедшая в комнату Юлия, со своей стороны, пояснила, что с некоторой тревогой ожидает счетов за отопление.
– В этом году мы получим счет за прошлый год, но мы уже начали откладывать деньги для оплаты счета в грядущем, 2023 году, который придет нам за год текущий, – поделилась переживаниями Юлия.
Эдуард включил тепловентилятор и направил его в нашу сторону. Вспомнил, что, съезжая со старой квартиры, паре пришлось доплачивать 800 евро за отопление, так как ежемесячной предоплаты за отопление оказалось недостаточно. Кроме того, он не без озабоченности пояснил, что, возможно, им придется брать кредит для погашения задолженности за электроэнергию и газовое отопление, если к следующему году не успеют накопить необходимую сумму. На текущий момент немецкие банки отказывают молодой семье в кредите, так как у Эдуарда еще нет трудового договора с новым работодателем, где он проходит испытательный срок.
Батареи недостаточно прогревают квартиру Эдуарда. Фото автора |
– Дожили, – сокрушается Эдуард, – уже граждане с высшим образованием и средним достатком, которых подавляющее большинство в Германии, вынуждены думать о том, как оплачивать счета за отопление и свет. А каково сейчас людям с достатком ниже среднего? Между тем это ведь около шести с половиной миллиона человек. Им-то как быть?
Кроме того, по словам хозяина, выросшие цены и инфляция очень больно ударили по кошельку и благосостоянию молодой семьи.
По данным Федерального статистического ведомства, в сентябре 2022 года уровень инфляции в Германии составил 10%, а в октябре – 10,4% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года.
– Так ведь совсем недавно правительство приняло пакет помощи, который, помимо прочего, включал единоразовую компенсацию, обусловленную выросшими ценами на энергоресурсы, которая составила 300 евро, – вспомнил я.
– Все верно, – продолжает Эдуард, – однако не забывай о том, что это было 300 евро «брутто». Мой знакомый получил на руки лишь около 180 евро, правда, у него и без того хорошая зарплата. Направленная гражданам единовременная выплата – это, по сути, капля в море и, к сожалению, не может кардинально изменить общее положение дел. Честно говоря, я вообще вижу в этом некий популистский ход правительства, призванный снизить градус напряженности в обществе в зимний период.
В середине июля в таблоиде Bild вышел материал, согласно которому в 2022 и 2023 годах немецким домохозяйствам, использующим в качестве отопления голубое топливо или же нефтепродукты, придется доплатить около 1 тыс. евро. Причем речь идет именно о дополнительных платежах вдобавок к тем, которые и так уже ежемесячно взимаются с домохозяйств.
...Радиатор уже начал прогревать помещение. Спрашиваю у Эдуарда, не рассматривает ли он возможность переезда в Россию или Мексику. Эдуард встал, накинул плед, подошел к встроенной радиаторной батарее у стены, на которой висят полки с двумя томами Александра Дюма и свечами, зажег их и, немного задумавшись, ответил:
– Наверное, нет. Я ведь здесь уже больше 20 лет. Да, сложно, да, непонятно, что будет дальше. Но я верю в то, что немецкое социальное государство найдет выход из сложившегося положения. При всех проблемах я вижу работу правительства. Ну и детское пособие нам уже начали выплачивать, а это как-никак 210 евро ежемесячно, вплоть до достижения ребенком совершеннолетия. Да и смог бы я в качестве преподавателя немецкого языка получать в России столько же, сколько получаю здесь? Медицина, безопасность, экология – все это ведь тоже нужно учитывать. Ну и посмотри, что творится в мире. Конечно, если бы нынешняя крайне напряженная геополитическая ситуация поскорее разрешилась, то всем нам было бы проще и спокойнее, – сказал Эдуард, переводя взгляд на телевизор и начавшийся выпуск новостей.
Нюрнберг