0
4985
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.12.2022 18:26:00

О человеке, обогатившем СССР панк-роком, а Исландию – сюрреализмом

Как писатель Сьон прошел путь от прогрессивного подростка из Артека до поклонника Дали

Станислав Смирнов

Об авторе: Станислав Русланович Смирнов – филолог, гид, блогер.

Тэги: ирландия, культура, литература, сьон, сигурйоун биргир сигурдссон, биография, культурные влияния, сюрреализм


ирландия, культура, литература, сьон, сигурйоун биргир сигурдссон, биография, культурные влияния, сюрреализм Сьон, лауреат Исландской литературной премии, кавалер Ордена искусств и изящной словесности Франции, писал тексты для Бьорк. Фото Reuters

В этом году Сьону (Sjón) стукнуло шестьдесят. Сьон – псевдоним исландского автора (13 сборников поэзии и 10 романов), сценариста и музыканта Сигурйоуна Биргира Сигурдссона. В ознаменование этого события на острове, где местные жители традиционно дарят друг другу бумажные книги на Рождество, увидело свет полное собрание сочинений Сьона.

Сьон – лауреат Исландской литературной премии, премии Северного совета, кавалер Ордена искусств и изящной словесности Франции, номинант на «Оскара». Писал тексты для Бьорк, пел в группе Sugarcubes под псевдонимом Джонни Триумф, одним из первых привез панк-рок в СССР.

Автор вспоминает: когда ему было пятнадцать – летом 1977 года, – он вместе с шестью другими исландскими подростками отправился в Артек. По дороге в СССР они остановились в Копенгагене. Там Сьон накупил полную сумку панк-рока на виниле: Sex Pistols, Stooges, Iggy Pop.

Одновременно с прогрессивной исландской молодежью в столицу Дании прибыла распущенная британская: в Копенгагене выступали Sex Pistols. Сьон страсть как хотел попасть на концерт, но сопровождающий и другие молодые исландцы наотрез отказались. Так и отпечаталось в памяти нашего героя: был в Копенгагене в те же дни, что Sex-Pistols.

Подозреваю, что в дальнейшем Сьон имел возможность не раз встретиться с Sex Pistols или хотя бы с отдельными представителями. 2 ноября 2016 года в Рейкьявике побывал высокий британский гость. Фронтмен группы Sex Pistols Джонни Лайден, то бишь Джонни Роттен (почему-то хочется добавить «сэр»), открыл Музей исландской панк-культуры, который расположился в бывшем общественном туалете. И прочел отрывки из своих книг в рамках литературной программы Airwords в концертном зале «Харпа» в Рейкьявике.

Всегда подозревал, что панк убьет грамотность. Сегодня книги пишет Джонни Роттен, строчит Ник Кейв, выпускает Джонни Трайумф. А кто остался рвать струны? Как в бородатом анекдоте: Джонни Роттена читала?

268-8-2480.jpg
Странные и интересные рисунки исландского
художника-графика Алфреда Флоки.
Фото с сайта www.listasafnreykjavikur.is
Но вернемся назад в СССР. Однажды вечером в Артеке, вспоминает автор, к нему нагрянули какие-то хмыри: пластиночки, мол, на вечерок не одолжите? Будучи не чужд буржуазных предрассудков, Сьон испугался, что юные ленинцы в крошку перетопчут драгоценный винил, исполнив на нем танец с саблями.

Пластинки Сьон не отдал, но согласился пройти с товарищами. В подвале, куда его сопроводили, были не орудия пыток, а проигрыватели и магнитофоны. Там сидели два или три звукооператора. Они аккуратно и качественно переписали пластинки на бобины. И пошел панк-рок гулять по бескрайним просторам нашей родины.

Ни панк, ни Страна Советов не стали для Сьона страстью всей жизни: в сердце молодого человека стучался сюрреализм. Будущий писатель вырос в Брейтхолте – не самой престижной из новостроек в Рейкьявике. Как это было принято тогда в Исландии (и не только), лето проводил в деревне. В случае Сьона это были малонаселенные восточные фьорды Исландии, где находилось семейное гнездо.

В доме хранились подшивки старых исландских журналов, уходившие в глубину истории – год так 1958-й. Через них мальчик, родившийся в 1962 году, познакомился с персонажами, которые были значительно старше кумиров его сверстников. В журналах были фотографии и истории из жизни Сальвадора Дали, которые пленили ребенка, а также репродукции исландского художника-графика Алфреда Флоки. Жутковатые работы последнего убедили Сьона, что можно быть исландским художником, но при этом странным, загадочным и интересным.

Решающую роль в приобщении Сьона к сюрреализму сыграл… Дэвид Боуи. Когда я прочел об этом, мне вспомнилось пелевинское «Алистер Кроули, Дэвид Боуи, Пет Шоп Бойз и их линия тайной передачи». В 1974 году Боуи выпустил альбом Diamond Dogs. За год до этого родился Зигги Стардаст с иконической молнией «через поперек» лица. В поддержку альбома в лондонском Сохо крутился рок-мюзикл The 1980 Floor Show, где пела некая Аманда Лир. Сьон узнал ее по фотографиям из журналов детства: подруга Сальвадора Дали, таинственная личность… И цепь замкнулась: в 16 парень стал сюрреалистом.

268-8-3480.jpg
Музей исландской панк-культуры в Рейкьявике
расположился в бывшем общественном
туалете. Фото с сайта www.thepunkmuseum.is
Сьон основал в Брейтхолте общество сюрреалистов, а в 17 лет стал подмастерьем своего любимого исландского художника – Алфреда Флоки. Флоки одолжил начинающему сюрреалисту номер журнала «Мельмот» (Melmoth), издававшегося в Лондоне в 1979–1981 годах. Мельмот – что-то вроде ирландской версии Фауста: на него есть ссылки в «Евгении Онегине», «Лолите», у Эдгара По, Романа Полански.

Журнал стал справочником, по которому маленькая группа в пригороде Рейкьявика связалась с сюрреалистами в большом мире. Сьон был в Париже, когда ему предложили навестить вдову отца сюрреализма – Элизу Бретон. Элиза приняла Сьона по звонку. Поприветствовав гостя в доме, она предложила ему сходить к реке. Сьон признается, что никогда не был поклонником водных процедур, но согласился. Поплавав, он забрался на скалу посреди реки. Там он слушал журчание воды и шорох листьев, когда раздалось некое странное шуршание: на плечи молодого человека села стрекоза. Стрекоза не относится к числу насекомых, которые обитают в Исландии. Контакт с ней показался Сьону чем-то мистическим и священным: «Я подумал, что только что установил некую связь, которая продлится вечность».

К чему этот рассказ о паутине совпадений, аллюзий, культурных влияний? Это опыт, который автор отражает в своих книгах. Гуннар Кампен, антигерой недоступного, как мне кажется, на русском языке романа Korngult hár, grá augu («Кукурузно-золотые волосы, серые глаза»), строит в Рейкьявике конца пятидесятых подпольную нацистскую сеть. Мерзкий тип, но, чтобы сделать его правдоподобным, Сьон основывает его историю на собственном опыте развертывания сети сюрреалистических ячеек в Рейкьявике семидесятых.

Многие книги автора переведены на русский язык. 

Рейкьявик



Читайте также


Право на Писание

Право на Писание

Андрей Мельников

Законопроект о централизации религиозной деятельности внесен на рассмотрение Госдумы

0
3587
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14085
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
18064
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9177

Другие новости