Визитные карточки Куала-Лумпура – два 452-метровых небоскреба-близнеца. Фото Ларисы Гриванс
Что должно занимать в любой дороге? Конечная цель. То, к чему мы стремимся, то, куда мы брали билет, то, где нас ждут. Но часто сама дорога оказывается больше наполнена впечатлениями, чем конечная «точка рандеву» с новым или, напротив, старым, практически забытым местом!
Выходя (отъезжая, вылетая, уплывая) из точки А, мы искренне стремимся достичь точки В с ее таинственной заманчивостью, с ее скрытыми туманом встречами, с ее «новой жизнью», которая должна быть совсем не похожа на жизнь старую. Но между этими двумя точками лежит дорога, полная своих неизвестностей, своих плюсов и минусов, своих тайн и своих неожиданностей.
Собираясь в этом году в Австралию в гости к детям, давно обосновавшимся на этом замечательном континенте, мы с супругой выбрали новый маршрут, которым еще ни разу «не ходили». В этот раз мы решили добираться до места через Стамбул и Куала-Лумпур, самый большой город далекой от нас Малайзии.
Дорога из Москвы до Сиднея долгая, с длительными перелетами, с суетливыми и одновременно безразлично-сонными аэровокзалами, с множеством случайных людей, которым вдруг приспичило стать вашими попутчиками.
Долгий путь предполагает длительные остановки для того, чтобы отдышаться, отоспаться в гостиничном номере, подышать заморским воздухом и вкусить незнакомых разносолов с ресторанного стола.
Я здесь пролетом – не велик мой срок;
что был, что нет, никто и не заметит.
Дежурный на ресепшене отметит,
что ночевал…
Первая остановка – Стамбул. Он не требует долгих исторических реминисценций. Его древность, очарование узких улочек Старого города, его литературные портреты обеспечили Стамбулу прочное место в истории человечества. Здесь пересекались (и пересекаются) пути народов, тропинки разных религий, судьбы реальных и выдуманных персонажей.
На каждом втором малайзийце можно увидеть медицинскую маску. Фото Reuters |
Перелет из стамбульского аэропорта в Куала-Лумпур, бывшую столицу азиатского государства Малайзии, был долгим и, признаться, весьма утомительным: 11 часов в воздухе, не считая часов, потраченных на регистрацию, прохождение пограничного и таможенного контроля и бессмысленных «экскурсий» в жадную до денег зону дьюти фри.
Самолет оказался полнехонек (объединили три или четыре рейса), но заполнен в основном строгими джентльменами в бородах и их многочисленными спутницами в белых (или цветных) одеждах и с неизменными платками, укрывавшими их волосы от нескромных взглядов.
Что неудивительно, Малайзия – страна мусульманская, с давними и прочными традициями. Хотя соблюдение религиозных обычаев дело добровольное. На улицах города то и дело встречаются прекрасные малайзийки, одетые по-европейски и даже кокетливо. Разве что нет мини-юбок. Да и работающих на разных «мужских» работах женщин в Малайзии достаточно: магазины, стойки регистрации и даже камера хранения в аэропорту. Паранджой лиц они не закрывают.
А вот антиковидные маски можно увидеть на лице каждой второй женщины вне зависимости от возраста. Впрочем, и мужские лица они закрывают очень часто. Причем никто не заставляет малайзийцев носить маски в приказном порядк. Маски «украшают» лица стюардов, водителей такси, владельцев многочисленных закусочных и кафе, многих продавцов в магазинах, прохожих на улицах…
Что это? Выработанная несколькими годами карантина привычка, дисциплинированность или пробудившаяся на несколько поколений вперед мнительность? Не знаю.
Малайзия – страна очень богатая, устремленная в будущее. От ее колониального прошлого остались, пожалуй,
Цистерна Базилика (Йеребатан сарай) в Стамбуле с изображением Медузы Горгоны в основании колонны. Фото Reuters |
И еще из впечатлений о Малайзии: это какая-то всеобъемлющая тропическая духота, влажная и липкая, как конфета-тянучка. Трудная погодка для вырвавшегося из вполне приличной московской зимы человека!
Чужая жизнь, что здесь течет и длится,
путь Азии – великая стезя!
И небоскребы распахнули лица,
глотая капли жаркого дождя…
Малайзия – страна своеобразная. Это федеративная конституционная монархия, состоящая из 13 государств (штатов) и трех федеральных территорий, девять из которых возглавляются султаном или раджой. Население – пестрое, но 60% составляют так называемые коренные малайзийцы, к которым относятся не только малайцы, но и другие «стародавние» жители страны. Всем им закон предоставляет преимущества в образовании, бизнесе и госслужбе. Очень много (в том числе в Куала-Лумпуре) китайцев, а потому в некоторых кварталах жизнь течет по своим законам.
Чужая жизнь… А мне пора в дорогу:
часы торопятся – такси, аэропорт;
и звезд в ночи безропотный эскорт,
и в небо взлет, как на свиданье к Богу!
Два дня в Малайзии – и снова в полет, транзитная жизнь продолжается! Успели мы узнать за такой короткий срок страну или хотя бы налюбоваться ее красотами? Конечно, нет! Но ведь и в коротком знакомстве есть своя прелесть.