0
6430
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.02.2023 18:03:00

Как потрогать историю руками

О внезапном погружении во времена австралийской золотой лихорадки

Юрий Гуллер

Об авторе: Юрий Александрович Гуллер – литератор, член московского Союза писателей.

Тэги: путешествия, туризм, австралия, балларад, история, исторические спектакли


путешествия, туризм, австралия, балларад, история, исторические спектакли Городская аптека со снадобьями XIX века на полках.

Путешествия, как близкие, так и далекие, сейчас особенно – подарок судьбы. А уж если они совершаются из одного времени года в другое, из слякотной и одновременно морозной России, постоянно грозящей ледяными дождями, в другое полушарие, где в разгаре – лето!..

Где и кроме лета всяких чудес предостаточно – только смотри и удивляйся. В чем я окончательно убедился во время недавнего путешествия в Австралию, которое довелось нам с женой совершить благодаря стараниям живущего там сына.

В числе прочих туристических достопримечательностей заехали мы в небольшой городок Балларад, расположенный в сотне километров от Мельбурна. Который в прошлой жизни, во времена посетившей Австралию в XIX веке золотой лихорадки, был главной обителью тамошних золотоискателей. Все, кто помнит рассказы о сыщике Шерлоке Холмсе, припомнит и одного вполне респектабельного английского сквайра, блиставшего в молодости в роли главаря «банды из Балларада» и успешно грабившего почтовые кареты с золотом. Он совершил роковую ошибку, не пристрелив кучера одной такой кареты, и тот позднее шантажировал своего «благодетеля».

У Конан Дойля все кончается «по справедливости», но многие реальные грабители той эпохи нашли свой конец на традиционной для Австралии той поры виселице. Памятник одному такому «джентльмену удачи» – знаменитому Неду Келли, слывшему в Австралии неким австралийским Робин Гудом, стоит на улице другого местного городка – Гленроуэна. Правда, в отличие от героя Конан Дойля этот человек был реальным персонажем.

Австралийская золотая лихорадка давно стала достоянием истории (хотя золотые самородки и сегодня ищут и находят в здешних местах), а старый Балларад живет современной жизнью. Но есть на его территории некая резервация, уголок, где течение жизни как бы остановилось. Это реконструированный городок XIX века, сохраненный (а точнее – воссозданный) в своем первозданном великолепии.

Здесь туристы (коих очень много) могут попробовать булочку, испеченную в старинной беккерии (bakery), посмотреть с балкона городского театра короткое представление со стрельбой из настоящих ружей, выпить пива в местном пабе, посетить свечной заводик (мечту отца Федора!), проехать в старинной повозке по улицам городка, спуститься в глубину золотодобывающего рудника и даже при желании – увековечить свою фамилию в типографии газетки «Балларад таймс», заказав соответствующее своему вкусу объявление.

Они бывают разного рода, в том числе и не слишком, так сказать, лестные. Например, разыскивается некий Вася (или Билл, Чарльз), подозреваемый в угоне лошадей у почтенного фермера Смита. Как вы понимаете, заказчики – люди веселые, любители приколов.

Билет для входа в этот исторический заповедник стоит не так уж и дорого, но сувениры – за отдельную плату. И их столько, что глаза разбегаются, а руки сами тянутся к кошельку. Городской кузнец выкует «счастливую» подкову с вашим именем или какой-то предмет быта первопоселенцев, а изготовленные умельцами по моде позапрошлого века кулоны или «настоящие» цилиндры позволят вам почувствовать себя участником давно отшумевшей жизни…

38-8-1480.jpg
Запряженная лошадьми повозка на улице
городка – музея под открытым небом. 
Фото Константина Гуллера
Впрочем, такое возрождение обстановки минувших веков совсем не редкость в наше время. Мы все (лично или виртуально) становимся свидетелями целых исторических спектаклей, организуемых так называемыми реформаторами. В основном это какие-то ключевые события жизни той или иной страны, того или иного города или народа. Первое место в череде таких исторических реконструкций занимают, безусловно, воспроизведения грандиозных битв прошлого: Ватерлоо (Франция), Аустерлиц (Чехия) или наше российское Бородино. У этих представлений есть свои участники и свои поклонники.

Но существует и так называемая живая история, которая близка к такой научной дисциплине, как экспериментальная археология. Это воссоздание быта в какой-то определенный исторический период, своеобразный музей живой истории. У таких музеев есть свои жители (актеры), свои реквизиторы, декораторы и, разумеется, свои спонсоры (это вещь очень затратная, несмотря на обилие продаваемых сувениров), в роли которых очень часто выступает государство.

Подобных музеев много в Западной Европе, где интерес к тому, «как все было на самом деле», велик. К сожалению, в нашей стране таких музеев под открытым небом немного. Точнее, они не совсем такие, как на Западе. Есть архитектурные заповедники, чаще всего новоделы. Есть музеи ремесел, быта, но настоящих городков, подобных австралийскому Баллараду, я не знаю. Если кто-нибудь меня просветит на этот счет – буду рад.

На протяжении всей этой музейной истории вас сопровождают «гости из прошлого» – актеры, играющие золотоискателей, полицейских, солдат с ружьями, модисток и даже старушек, ведущих неторопливую беседу у входа в местную чайную. Интересно? Да очень!

Во время нашего погружения в «золотую эпоху» австралийского Балларада мне вспомнился такой же фольклорный городок в Швеции, где в построенных для них домиках обитали мастеровые, крестьяне, гончары, сыровары и другие персонажи скандинавской истории. Мастера работают, коровы и свиньи пасутся, а по улицам деревни распространяется вполне явственный запах вполне натурального навоза…

В ту давнюю поездку с нами произошел весьма любопытный случай. Заходим мы в хижину, где за своей прялкой сидит молодая женщина в костюме позапрошлого века. Веретено крутится, тихо, кроме нас, в хижине никого нет, самое то пофотографировать, но на стене почему-то останавливающая надпись: «Фотографировать не разрешается». Делюсь своим разочарованием с женой и тут же слышу вкрадчивый шепот (по-русски!): «Ничего страшного, если потихонечку, то можно».

Оказалось, что молодую шведку успешно изображала студентка из Петербурга, приехавшая сюда подзаработать во время каникул. И звучало это «разрешение» чисто по-русски: если потихонечку, то все можно!

В общем, наслаждайтесь историей, господа, и своей, и чужой, доселе незнакомой. Она позволит вам не только окунуться в далекое прошлое, но и, насладившись воздухом минувшей эпохи, понять, что и в нашей современной жизни есть что-то хорошее. Как герой одной из сказок Андерсена, перенесенный волшебными галошами во времена короля Ганса, разочаровавшийся в эпохе своей мечты и благополучно вернувшийся в уютный XIX век, так и мы возвращаемся в свой привычный и не такой уж плохой мир. 


Читайте также


Как выстраивается политика расширения ЕС

Как выстраивается политика расширения ЕС

Екатерина Энтина

Брюссель не желает идти на диалог с народом

0
433
Лесков и очарованный евангелизмом странник

Лесков и очарованный евангелизмом странник

Владимир Попов

Портрет лорда Редстока под пером русского писателя

0
249
О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
5307
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2562

Другие новости