Чтобы осмотреть арку «Мечи Кадисии», надо и сегодня получить разрешение. Фото автора
C 2011 года министр иностранных дел Сергей Лавров четырежды посещал Ирак с рабочими визитами. Все четыре раза я входил в состав журналистского пула, освещавшего эти поездки. И каждый раз, прилетая в Багдад, мы рассаживались в мощные бронированные джипы. При этом наличие бронежилета было совершенно необходимо. И еще одна деталь, которая подчеркивала, что Ирак по-прежнему оставался постконфликтной зоной и что в Багдаде небезопасно, состояла в том, что все визиты были краткосрочными – одним днем.
На сей раз было иначе – остались ночевать в Багдаде, что косвенно указывало на изменения к лучшему и надежду на стабильность на этой многострадальной земле. Тем более что в самом начале года иракские власти заявили, что обстановка в стране в целом нормализовалась и террористические угрозы в основном удалось преодолеть. Все блокпосты и КПП необходимо демонтировать, военную технику со столичных улиц убрать, и теперь каждый может, по сути, беспрепятственно посещать «зеленую зону».
Напомню, что «зеленая зона» – это своеобразный островок безопасности в центре Багдада. Это самая охраняемая территория, в черте которой находятся комплекс правительственных зданий, многочисленные дипломатические миссии, а также несколько первоклассных отелей, готовых принять разного рода делегации, обеспечив им высокую безопасность. Она с двух сторон огибается рекой Тигр, что облегчает охрану района. Общая площадь «зеленой зоны» составляет примерно 10 кв. км.
Эта территория обнесена забором и колючей проволокой. Все посетители раньше тщательно досматривались на многочисленных КПП. Автомобили тоже проверялись – не заминированы ли? А для проезда были необходимы специальные пропуска. Впрочем, обеспечение безопасности «зеленой зоны» затруднялось тем, что там проживали те, кто потерял свои дома в разных районах Багдада во время боевых действий в 2003 году. Они успели перебраться в брошенные дома в «зеленой зоне». Считалось, что некоторые из них потенциально могли сотрудничать с террористами. Кроме того, многие иракцы, работающие в «зеленой зоне», проживают в других частях Багдада, где вполне могли бы иметь контакты с боевиками.
Кстати, российское посольство расположено вне «зеленой зоны». Дело в том, что участок земли, на котором построено наше посольство, был приобретен еще в благополучные времена в престижном районе Аль Мансур. Но война внесла свои коррективы, нарушив привычную жизнь багдадцев, в том числе и перекроив столицу по новой схеме. Таким образом, Аль Мансур, оказавшись вне охраняемой территории, и сегодня считается местом не вполне безопасным. Именно поэтому наша дипмиссия в Багдаде больше напоминает неприступную крепость с мешками песка в оконных проемах и пулеметными точками по периметру.
Как бы то ни было, «зеленая зона» продолжает существовать. И хотя режим пропуска сейчас не такой жесткий, как раньше, принимающая сторона по-прежнему соблюдает все правила безопасности. Вот и на этот раз все облачились в бронежилеты, а журналистов разместили в специальном бронированном автобусе. Снаружи автобус – обычный тойотовский «басик» белого цвета, каких в Ираке сотни, а может быть, и тысячи. Но только попав в салон, понимаешь, что находишься если не в танке, то уж точно в бронетранспортере. Так и ехали до «зеленой зоны».
Центр Багдада теперь мало отличается от других арабских столиц. Фото Reuters |
Пришлось некоторое время ждать отмашки от местных полицейских на разрешение осмотреть историческое место. Наконец разрешение получено – на все про все 20 минут! «Мечи Кадисии» – это огромные бронзовые руки с мечами, поднимающиеся из земли. На площади у арки Саддам проводил военные парады. Говорят, что во время планирования операции «Буря в пустыне» американский генерал Норман Шварцкопф предлагал уничтожить арку, чтобы деморализовать иракское руководство. Однако историки и архитекторы взяли под защиту объекты культурного значения. Их решили не бомбить, а сохранить для поколений. Вес каждого меча – 24 т, длина – более 40 м. Мечи сделаны из нержавеющей стали. В них использован металл иранского оружия и военной техники, захваченной во время ирано-иракской войны середины 1980-х. А вот руки отливали из бронзы в Великобритании. Причем дизайн кистей был разработан на основе фотографий и гипсовых слепков рук Саддама. На каждом из бетонных цоколей в основании арки лежит более 2 тыс. касок поверженных иранских солдат.
К слову сказать, кроме замеченной возле отеля бронетехники, ничто не напоминало о присутствии американских войск. Спросил об этом иракского коллегу, который напомнил, что в январе 2020-го парламент принял резолюцию с требованием полного вывода с территории страны всех иностранных сил. И уже весной 2021-го власти сообщили, что численность американских войск в стране составила примерно 2,5 тыс. человек. Количество незначительное, заключил иракский коллега, чтобы говорить о крупной армейской группировке. Поэтому сегодня в Ираке вроде бы и нет американских солдат, а есть только советники и военспецы, которые помогают становлению иракской национальной армии и сил правопорядка.
«Мы думаем, что нам нужны иностранные силы. На ликвидацию «Исламского государства» (запрещено в РФ) потребуется некоторое время», – заявил недавно премьер-министр Ирака Мухаммед ас-Судани. При этом он отметил, что внутри Ирака «боевые подразделения» не нужны.
Получается, что иракцы, вздохнув свободнее, готовы сегодня созидать. Это уже заметно по тому, как Багдад постепенно облагораживается, отстраивается. На улицах людей и автомобилей, в том числе такси и общественного транспорта, стало гораздо больше. Но до благополучия и лоска, конечно, еще очень далеко.
Возможно, российские инвестиции смогут помочь Ираку быстрее встать на ноги и окончательно стать независимым от американцев. Наши компании уже вложили в экономику Ирака более 13 млрд долл.
А еще, по словам российского министра, Ирак как никто другой хорошо понимает Россию и ее стремление обезопасить себя от попыток США научить всех жить по своим лекалам. Ведь Багдад в свое время сильно пострадал от американских фейков. Ровно 20 лет назад на заседании Совбеза ООН экс-госсекретарь США Колин Пауэлл тряс пробиркой с белым порошком. И эту пробирку якобы с оружием массового уничтожения использовали как повод для вторжения в Ирак. Правда, еще через некоторое время американцы признали, что выступление Пауэлла было, что называется, липой.
Но выспаться в отеле так и не получилось. Проснулся от непонятной вибрации и шума, который издавали в шкафу бьющиеся друг о друга вешалки.
Вот тебе и благополучный Багдад с «зеленой зоной», подумал я, предположив, что наш отель принял на себя удар взрывной волны очередного теракта. Выглянув в коридор, увидел, как сотрудники службы безопасности, оперативно появившиеся на этаже, успокаивали перепуганных постояльцев и предлагали вернуться в номера. Эвакуации не было.
Только ранним утром, расплачиваясь на ресепшен, узнал, что ночные толчки на самом деле были отголосками сильнейшего землетрясения в Турции. Новые колебания почвы последовали сразу же после нашего отъезда, и вот тогда администрация все-таки эвакуировала на короткое время гостей, что называется, от греха подальше.
Багдад- Москва