0
8814
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.10.2023 18:00:00

Икебана: мимолетное искусство цветотерапии

Японцы – абсолютные чемпионы в формировании брендов планетарного масштаба

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: япония, икебана, цветотерапия


япония, икебана, цветотерапия Мастер икебаны занимается удивительным и мимолетным искусством. Фото с сайта www.vawaa.com

На макушке осени к нам в гости заходила признанный эксперт в области икебаны. Я наблюдал за ней со стороны и пытался почувствовать это монументальное и одновременно мимолетное искусство, в котором смешались поэзия, математика и какая-то неуловимая алхимия.

Вы замечали, что есть определенная (крайне редко встречающаяся, к сожалению) категория людей, к которым проникаешься симпатией на базовом, рептильном уровне? Какой мне запомнилась мастер – мягкие линии одежды, гибкая пластика, негромкий взгляд и такая же манера общения. Смотришь в глаза, беседуешь – и словно находишься на приеме у психотерапевта. Своими веточками, ягодками и ромашками она лечит наши старые раны и выпрямляет согнутые ежедневным стрессом спины, разглаживая морщины и преображая наши внутренние гримасы в беззаботные улыбки. Она какая-то неземная, словно с какой-то своей цветочной планеты прилетевшая, и я даже не представляю, как может выглядеть ее гнев. Мне кажется, максимум эмоционального негатива, на который способна эта женщина: «Очень плохо!»

236-8-2480-11.jpg
Икебана живет короткую жизнь, как бабочка,
пришедшая в наш мир лишь на несколько
часов. Максимум, что от нее остается, –
снимок.  Фото автора
Помните выражение Конфуция, получившее известность в устах Брюса Ли: «Вe like a water» – «Будь как вода!» Мягкой, обходящей углы, ускользающей от проблем и препятствий. Тупик – это путь, из которого мы не видим выхода. Рождающий тревогу и стресс тупик – это дорога, ведущая в никуда. Но ведь мы сами формируем «дорожную карту» нашей судьбы…

А для нее словно доступны другие измерения. Наблюдая за тем, как порхают ее руки с ножницами над букетом, отсекая лишнее и формируя именно ту, правильную линию, в которой хранятся наши последующие «Как же гармонично! Просто афигеть!», невольно перекладываю ее действия на себя. Мы, и только мы, – лоцманы и рулевые нашей судьбы. И все тупики, в которые мы себя загоняем, находятся исключительно в нашей голове. Если карта, лежащая перед нами на столе, заводит нас в тупик, нужно менять карту. Или из плоского мировосприятия переходить в 3D, построив лестницу, ведущую в небо.

Клац, клац, клац! – щелкают крошечные ножницы в руках этой хрупкой женщины, и на наших глазах она течет, как вода, формируя даже не букет. Это какая-то природная мандала, созданная разноцветным песком, чтобы через мгновенье быть унесенной порывом внезапного ветра. Мастер занимается удивительным мимолетным искусством. Она формирует композиции, неуловимые, словно луч солнца, мелькнувший из просвета грозовых туч.

IMG_4300.jpeg480.jpg
Фото автора
Мы не успеваем даже, по сути, насладиться ими, потому что век икебаны недолог. И для меня это настоящий парадокс – и настоящий художественный подвиг. Ведь это не ваза и не картина. Максимум, что остается, – это снимок. Но фото совершенно не способно передать ощущение от композиции в целом. Икебана – это искусство, проникнутое аналоговой синергией. Здесь каждый элемент настоящий, живой. Синергия этого искусства происходит от совпадения формы вазы, ее поверхности, цвета, сезона за окном, фактуры веток, цветов, листьев, наличия или отсутствия линий, прочерченных диагоналей, цветовых пятен, точек, многоточий. Она состоит из того, что есть в ней, и того, чего в ней нет. Словно второй том «Мертвых душ».

Одна икебана, та, которую ты формируешь прямо сейчас, – это часть и звено длинного списка композиций, сделанных задолго до тебя. Словно мастера икебаны всю свою жизнь плетут колоссальную сеть, заполняя невидимые ячейки своими работами. Мастера икебаны – современные джедаи. Они чувствуют Силу и говорят с нашим миром через свои композиции, прекрасные, как цветы далеких планет. Икебана, мелькнув на мгновение перед нашим взором, делает нашу душу светлее и чище. Рукописи не горят, а композиции икебаны не исчезают. Это высокая и почему-то всегда немного грустная мелодия, сыгранная симфоническим оркестром.

В какой-то момент, где-то в середине нашего марафона, возникла мысль, что я с удовольствием посмотрел бы интервью с моим мастером, взятое классным интервьюером. Потому что, конечно, наблюдать со стороны – это одно, а выслушать и попытаться понять, как нейронные связи в ее голове формируют вот это неземное и мимолетное искусство… Как происходит вот этот процесс формирования судьбы веточек, листьев, бутонов, которые на несколько мгновений, максимум – на несколько дней становятся одной семьей.

Что такое композиция икебаны? Как возникло это искусство? В одном из моих текстов прозвучал тезис о том, что японцы – абсолютные чемпионы в том, чтобы формировать бренды планетарного масштаба. Как японское стремление к эстетике образовало целое направление искусства, основанное на поэтизации одного-единственного мига. Ибо, повторюсь, в большинстве своем икебана живет короткую жизнь, как бабочка, пришедшая в наш мир лишь на несколько часов, чтобы подарить нам радость восхищения и через мгновение исчезнуть навсегда.

IMG_4344.jpeg480.jpg
Фото автора
Эти несколько часов, проведенные рядом, – это сеанс психотерапии, но в то же время это блиц. Помните, как в шахматах? Блиц-партия. Когда время предельно спрессовано. Так же и здесь. Те 10 композиций, что успела сформировать мой мастер, – это блиц. Когда решение приходит мгновенно, оно идет не из головы, не от логики и знаний, а словно мы подчерпываем его из какого-то потока, который струится сквозь нас. Мы ясно видим одно единственно верное решение. Какие-то безусловные рефлексы подключаются. Мы же не задумываемся над тем, как именно мы дышим? Создание икебаны – это блиц-партия. Экспресс-погружение в другую вселенную, ту, из которой прилетела мой мастер, чтобы создать свое искусство-бабочку. Неуловимое и прекрасное.

Щелк! И угрюмый, невзрачный керамический горшочек превращается в элегантного принца. Щелк! И строгая ваза одевается в трагические наряды середины осени. Художник – как вода. Она – скромный ручей в березовой роще и вместе с тем могучий водопад. Моя икебана – унесенная ветром. Она здесь, прямо сейчас, передо мной и одновременно расцветает в долине далекой планеты.

Мастер, сколько я вам остался должен за этот сеанс цветотерапии? Приходите к нам снова. Пожалуйста! Не все наши морщинки разгладились и не все наши вазы раскрылись с новой, парадоксальной стороны. Мы будем учиться у вас становиться водой. Пожалуй, начнем с ручейка, а позже превратимся в Тихий океан. 


Читайте также


Премьер Японии сделал ряд важных заявлений в ходе своей первой зарубежной поездки

Премьер Японии сделал ряд важных заявлений в ходе своей первой зарубежной поездки

0
4623
Шок и трепет Японии

Шок и трепет Японии

Валерий Кистанов

Второе пришествие Трампа вызывает опасения в Токио

0
19065
Японский стейк «а-ля Шаляпин»

Японский стейк «а-ля Шаляпин»

Владислав Дунаев

Что общего между императором Мэйдзи и русским басом

0
12599
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
6620

Другие новости