0
6355
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.05.2024 17:48:00

От Гоголя до современности – один стежок

В Москве открылся портал в особую вселенную писателя

Анастасия Башкатова
Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты"

Об авторе: Анастасия Геннадьевна Башкатова – заместитель заведующего отделом экономики «Независимой газеты».

Тэги: николай гоголь, стиль, стежки и строчки, мемориальный музей, москва


96-8-1480.jpg
Гоголь был настоящим стилистом во всех
смыслах этого слова.  Антс Лайкмаа.
Портрет Николая Гоголя. 1902. 
Музей Ляэнемаа, г. Хаапсалу
Быть можно дельным человеком и думать о красе платков. Шейных. А также о подкладке сюртука. О пуговицах. Или о переливах цвета у тканей, пущенных на множество жилетов. Знаменитый фрак Чичикова брусничного цвета с искрой, а затем чуть менее знаменитый наваринского пламени с дымом – такие дизайнерские детали очень в духе самого щеголя Гоголя, который не только обдумывал свои наряды, согласуясь с последними веяниями моды, но и собственноручно вышивал, вязал, кроил, шил, «на гребенке ткал пояски».

Знакомые заставали его то с ножницами и иными портняжными материалами «в задумчивости», то за работой над текстом облаченного в шерстяные русские чулки выше колен, бархатный спенсер сверх фланелевого камзола, разноцветный шарф и малиновый, шитый золотом кокошник, «весьма похожий на головной убор мордовок».

Да, это всё Гоголь. Стилист во всех смыслах. А вовсе не только «словесный кулинар», о чем читатели обычно вспоминают в первую очередь. Похожие на магические заговоры гурманские описания шипящей меж зубами стерляжьей ухи с молоками, расстегаев или кулебяк с сомовьим плёсом оставляют куда более глубокий след в памяти школьников и студентов, чем упоминания тканей и фасонов. А зря.

Знающие толк в академических изысках исследователи, оказывается, давно – целый век как, судя по разным библиографиям, – упражняются в дешифровке того, что имел в виду Гоголь в своих фешен-обзорах, и одной шинелью их поиск криптограмм не ограничивается.

Итак, узнать Гоголя с такой неожиданной стороны можно буквально сейчас, посетив мемориальный музей Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре в Москве – как раз в этой усадьбе, расположившись на первом этаже, писатель провел последние примерно четыре года своей жизни. Здесь он читал друзьям и артистам Малого театра (кстати, на это действо явились не все) пьесу «Ревизор». А также, по преданию, здесь же он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ», но, кстати, сжигать неудавшиеся фрагменты в то время не было чем-то экстраординарным ни для Гоголя, ни для других авторов.

И, познавая особое «Искусство жить дома» в рамках проекта Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, сейчас в Доме Гоголя можно увидеть не только воссозданные с документальной точностью интерьеры комнат. Не только множество экспонатов, включая два таких знаковых атрибута, объединивших в себе, пожалуй, почти все ипостаси Гоголя, как полученная им в подарок от матери костяная игольница с пилигримом на крышке и записная книжка, украшенная вышивкой (венком из цветов), в которую писатель заносил впечатления и необычные услышанные им слова.

Помимо всего этого, там же можно попасть еще и на выставку под метким названием «Стежки и строчки» (проходит до конца июня). Это вписавшиеся в домашнюю обстановку Гоголя почти до растворения – до нераспознавания на первый взгляд – работы современных художников – мастеров декоративно-прикладного искусства: произведения, выполненные в техниках ткачества, вышивки и шитья.

Тут стоит добавить еще несколько штрихов. Гоголь любил путешествовать, и вовсе не только по Италии, но и по родным краям, ездить по стёжкам-дорожкам, и то и дело его путешествия прерывались на остановки, для того чтобы собрать для гербария очередной букет полевых цветов и с восхищением рассказать попутчикам о какой-нибудь ботанической подробности. Это тоже ложится в общую канву повествования выставки «Стежки и строчки» – и этому тоже посвящены современные работы художников, вступивших в диалог с писателем.

А чтобы стать соучастником такого диалога, посетителям выставки предстоит самостоятельно сыграть со всеми смысловыми перекрестками домашнего пространства и со всеми слоями времени, перетекающего из прошлого в настоящее и обратно, взяв за основу специально подготовленную к этому проекту карту с секретиками-«пасхалками», отмеченными черными точками на схемах комнат.

96-8-2480.jpg
Современные художники оказались
очень созвучны классику, любившему
и вышивать, и собирать гербарии.
«Сад памяти 2.0» Дарьи Неретиной встречает
посетителей в передней Дома Гоголя.
Фото предоставлено пресс-службой
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Так, в передней на одной из стен серия из четырех работ Дарьи Неретиной «Сад памяти 2.0»: тонкие акварельные линии вдруг проступают стежками хлопковых ниток, вплетенных в стебли изображенных цветов, в их лепестки и в прожилки листьев. И каждый раз это происходит неожиданно: рассматривать нужно не спеша. Сами растения выглядят намного красивее, чем называются: «Портреты сорняков Выксы» – так художница пояснила, что она изобразила. «Поиск ботанических артефактов – равнозначная процессу создания объекта задача», – сообщается на сайте Неретиной. И особенно уникально искать такие артефакты в самом центре Москвы.

Рядом же спрятались «Гербарии», состоящие из фантастических цветов с вкраплениями бисера и как будто кружев от Лены Ярулиной, которые неизвестно где растут или даже обитают – разве что в каком-нибудь южно-фантазийном, вышитом черным по белому «Тихом пейзаже» от Ксении Пархоменко.

А как насчет архитектурных артефактов и деталей? В гостиной с «того самого» камина лицом к зрителю повернуты вышивки, так и оставшиеся в пяльцах: «Наличники». «Стежок за стежком переношу свои мысли на ткань, словно записи в личном дневнике, возрождая мир прошлого – его образы, символы и сюжеты», – пояснила на одном из сайтов автор, художница Анна Холоша.

И кстати. Это известный писательский прием, позволяющий преодолеть и страх белого листа, и те барьеры, которые мешают услышать идущий издалека чей-то голос (что получается все равно не всегда). «Прежде ему невольно писалось, потом он хотел писать и, как Гете, смешал свою личность с независимым от его личности вдохновением, – вспоминал о последнем творческом периоде Гоголя Владимир Соллогуб. – Он постоянно мне говорил: «Пишите, поставьте себе за правило хоть два часа в день сидеть за письменным столом и принуждайте себя писать». «Да что же делать, – возражал я, – если не пишется!» – «Ничего... возьмите перо и пишите: сегодня мне что-то не пишется, сегодня мне что-то не пишется, сегодня мне что-то не пишется и так далее, наконец надоест и напишется».

Но и это не все. В зале под названием «Ревизор» невозможно пройти мимо занавеса, а точнее – того, что к нему прикреплено: многозначной и многозначительной работы Елены Самородовой и Сергея Сонина. Колокольня-маяк в усадьбе Арпачёво Тверской области архитектора Николая Львова. Аппликация будто на знакомом с детства одеяле с ромашками: покосившаяся, полуразрушенная колокольня-маяк в окружении сорок (а может, и соек, как отметила куратор выставки Дарья Колпашникова), вспорхнувших словно от резкого звука, пробуждающего звона.

Еще минута – и вдруг там вьются уже и не птицы вовсе. Или не только птицы, но и шестикрылые серафимы. «То ли постапокалиптический мир, то ли параллельная реальность», – описывали вселенную художников несколько лет назад арт-критики, упоминая еще и квантовые перемещения между зримым и незримым. Дух захватывает на таких эмоциональных качелях.

И об этом тоже размышляешь на выставке. За нотку самоиронии отвечает аппликация «Ревизор» с соломенной шевелюрой (Саша Браулов), разместившаяся там, где раньше было зеркало. Предложение взглянуть на одно из своих отражений? «Все зависит от той стороны, с которой кто смотрит на вещь», – тут же цитирует Хлестакова автор. А в кабинете Гоголя в оконном проеме дрожит от каждого дуновения бисерно-серебристая слеза – работа Аси Заславской из серии «Tears» («Слезы»). И в том же кабинете на отблесках света из другого окна пульсирует «Нервная система» от Дарьи Кузнецовой – с вкраплениями алой крови. И ведь даже галлюцинирующим нейросетям такое (пока?) и не снится. 


Читайте также


Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Елена Крапчатова

Почти 150 компаний обеспечат соискателям более 3000 предложений о работе

0
374
Московские врачи спасают маленьких пациентов

Московские врачи спасают маленьких пациентов

Андрей Гусейнов

Детское здравоохранение в столице развивается быстрыми темпами

0
216
Москвичи освоят акватории двух рек

Москвичи освоят акватории двух рек

Елена Крапчатова

На масштабном фестивале водных видов спорта горожан ждут и экстремальные, и веселые развлечения

0
2049
Выставка Карла Брюллова "Рим–Москва–Петербург" в Новой Третьяковке продлится полгода

Выставка Карла Брюллова "Рим–Москва–Петербург" в Новой Третьяковке продлится полгода

Дарья Курдюкова

Живой уголок на светском рауте

0
2232

Другие новости