Константин Хабенский на прошедшем в рамках фестиваля благотворительном завтраке, на заднем плане – Михаил Пореченков. Фото автора |
Восьмой год в июле в Нижний Новгород съезжаются кинематографисты на фестиваль нового российского кино «Горький fest». Его темой в этот раз стали сказки для детей и взрослых (они, как известно, нынче самый востребованный киножанр). Соответственно открытие-закрытие фестиваля были обыграны в сказочном духе – закадровые голоса Константина Хабенского и Ани Чиповской «сказы сказывали» и обещали «диво-дивное». Дискуссии носили названия в духе «Время сказок: откуда взялся и как долго продлится сказочный тренд», а мастер-класс написавшего сценарии «Триггера» и «Слова пацана…» Андрея Золотарева назывался «Сказочные приемы и кинодраматургия».
Где собравшиеся услышали, что сказки, как выдержанное вино, дошедшее до нашего времени, актуальны и посейчас: «Я не знаю, чем сказка отличается от прочих жанров – те же конфликты, просто в волшебных декорациях». Особо понравилось высказывание Золотарева на предмет – у нас спортивная ли, сказочная ли тематика, первые, смелые и амбициозные, делают классный продукт, за ними приходят середнячки со своими творениями пожиже, а далее идет плотва, которая начинает рубить капусту – и вот уже снято 20 фильмов подряд на тему, к примеру, спорта. «Индустриально это норм, а для зрителя это выглядит так, что кино деградирует».
Конкурсная программа – 20 короткометражных и полнометражных фильмов, а еще внеконкурсная, а еще спецпоказы и сопутствующие мероприятия (в итоге получилось 146 кинопоказов на 60 площадках!) – не то чтобы много времени оставалось на знакомство с городом, но мы старались.
Дореволюционные особняки на Большой Покровской – местном Старом Арбате – немногим уступают питерским, особо впечатляет комплекс зданий Государственного банка, построенный по проекту архитектора Покровского (кстати, обошедшего в конкурсе Щусева и Шехтеля) в неорусском стиле; эскизы для внутренних интерьеров сделал художник Иван Билибин. Что интересно, начиная с 1913 года и по сей день комплекс используется по назначению, сейчас в нем находится Волго-Вятское управление ЦБ России (а пару раз в году даже проводятся дни открытых дверей). И тут, и на вывесках других действующих организаций – надписи с буквой «ер» (Банкъ, Судъ и пр.). Вообще все надписи в Нижнем – эмоциональные и юморные. На стене одной из школ, например, значится: «Вселенная не будет разбираться, кто у кого списывал. Вселенная поставит оценку на двоих».
Это не сказочный терем – это построенный в 1913 году банк, использовавшийся с тех пор только по прямому назначению; с ейчас в нем находится Волго-Вятское управление ЦБ России. Фото автора |
Оказывается, Нижний Новгород носит статус «Культурной столицы 2024 года», чему я совсем не удивлена.
Возвращаясь к фестивалю. Конкурс открыла драма «Ячейка общества» Алены Званцовой (сценариста «Оттепели» и режиссера «Небесного суда») – мне показалось, что фильм этот об инфантилизме молодых и о вреде ранних браков. Ну, правда – ребятам по 25 лет, у них чудесная дочка, а они несчастны: он озабочен тем, чтобы обеспечить семье достойный уровень жизни, камера то и дело фиксирует разрастающиеся очаги псориаза на руках, а она заявляет, что ее жизнь закончилась тогда, когда она забеременела. Сама Званцева утверждает – фильм еще об искушении и о том, что мы часто не замечаем рядом прекрасного человека и смотрим на сторону: «Тот же Каренин в принципе был прекрасным чуваком, с которым Анна поступила незаслуженно».
Так совпало, что одновременно на другой площадке прошел спецпоказ очень интересной работы – экспериментального документально-художественного сериала «Тайны Карениной» режиссера Ивана Юдина. Такого по приемам – и глубине погружения в материал – мы еще не видали.
Актриса Аня Чиповская на сказочном квизе. Фото автора |
Самое сильное киновпечатление, пожалуй, все же от полнометражного «Короля Лира» Сергея Потапова: опять феномен якутского кино. Фильм странный, артхаусный и абсолютно непрокатный. Только представьте: он снят в реальном доме престарелых и начинается с кастинга жильцов на «Лира»! Местом действия шекспировской трагедии стали локации пансионата. Нелегкое смотрение, но это кино точно не забудешь, как и мощную игру артиста Михаила Семенова – Лира.
Жюри – режиссеры Юрий Мороз и Анна Меликян, актриса Юлия Александрова, оператор Денис Аларкон Рамирес, композитор Райан Оттер и кинокритик Василий Степанов (а неизменный президент «Горький fest» – актер Михаил Пореченков) – признало драму «Король Лир» лучшим фильмом фестиваля. Приз же зрительских симпатий получила смешная короткометражка «Разъезд» об отстаивании своих прав (игру в ней Марии Смольниковой жюри признало лучшей актерской работой).
В момент технического сбоя актер Максим Стоянов заполняет паузу поэзией.Фото автора |
Надо заметить, «Атыкуда» снимался для фонда Action Светланы Бондарчук, то есть все работали бесплатно; подобные фильмы приобретают богатые люди, а вырученные средства идут на помощь больным детям. В один из дней на фестивале прошел благотворительный завтрак фонда, на котором с разрешения правообладателей были показаны несколько очаровательных короткометражек со звездами. Особенно понравилась лента, снятая генпродюсером «Горький fest» Оксаной Михеевой «Проси, что хочешь» (кстати, проданная за 5,5 млн) с Владимиром и Агриппиной Стекловыми – о том, как сверхзанятая дочка дарит одинокому отцу колонку «Алиса» и что из этого получается.
Член жюри актриса Юлия Александрова с малиной, подаренной зрителями. Фото автора. |
Красивейшими закатами любовались мы и с колесного парохода, на котором плыли мимо Стрелки (место слияния Оки и Волги) с монументальным собором Александра Невского, Чкаловской лестницы, соединяющей Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные, Вознесенского Печерского монастыря XIV века, стадиона на 45 тыс. человек и т.д.
"Фирменный" нижегородский закат. Фото автора. |
Новгород – Москва