Худи – одновременно и спортивная, и ежедневная одежда, которую можно носить годами. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Пока дизайнеры пыжатся, разрабатывая концепции модной одежды, новые силуэты, фасоны и пытаются использовать неожиданные комбинации тканей, массы покупают то, что им удобно и по карману. Выйди на запруженную народом улицу, поверни голову вправо, влево, и ты поймешь, что нужно потребителю, что дорого его сердцу, чем он согласен прикрыть срам, не испытывая стыда. Худи и рюкзак стали основой базового образа огромного числа людей. Это может не нравиться, может вызывать претензии, однако тенденция становится нормой, когда в униформу современного горожанина обряжаются взрослые неприхотливые и не следящие за модой мужчины, те, кого сейчас принято называть скуфами.
Переход мужского населения на худи в России происходил постепенно. Поначалу кофта с капюшоном (а «худ» – hood – это именно капюшон), с застежкой на груди или без, была атрибутом спортсменов, тинейджеров или людей странноватых, с альтернативными взглядами на имидж. Молодые модники, обремененные работой, на которой нужно выглядеть прилично, одевались «в кэжуал», старались сочетать футболки и рубашки с пуловерами, свитерами, водолазками и пиджаками. В одном из офисов, в котором мне пришлось тянуть лямку лет десять назад, руководитель, усталый мужчина под 50 лет, ежедневно носивший мятый костюм, отправлял переодеваться парней, являвшихся на работу в худи или кедах. «У нас не спортзал», – наставительно цедил он и вычитал потраченное на переодевание время из рабочей смены. Возрастные россияне в это время в основном щеголяли в том, о чем не хочется вспоминать, зачастую донашивая вещи, купленные на районных базарах или приобретенные на крупных вещевых рынках наподобие Черкизона.
Однако постепенно тинейджеры выросли, начали работать (зачастую удаленно), иногда выбивались в начальнички сами, и выяснилось, что теперь худи оказалось таким же форматом одежды, как пиджак. У кого-то модный и дорогой, у кого-то дешевый и непрезентабельный.
Критики считают, что худи – это жутко однообразно, и «поиграть» можно разве что фасончиком и расцветочкой. Но любители худи на того, кто скажет, что это примитивная одежда с минимальным количеством вариаций, посмотрят снисходительно и начнут задавать вопросы начиная с покроя: вам какой, классический, приталенный или «бочонком»? Какая длина – «оверсайз», средний, короткий или «кроп»? Карман – кенгуру, прорезной, накладной, тайник или боковой? И это мы еще не перешли к капюшонам, которых не меньше 10 видов, 5–6 вариантам манжетов, и тканям – а тех очень много. Про принты, наклейки и нашивки говорить не будем вовсе – их делают и на массовом производстве, и добавляют после покупки вещи, в домашних условиях.
Любая одежда важна с социальной точки зрения. По брендам, комбинации цветов, степени заношенности вещей проницательный человек сразу может сделать вывод, кто перед ним, даже не видя лица и не вдаваясь в биографию. Вот тинейджер в широченных бриджах и мешковатой футболке – все куплено на родительские деньги на маркетплейсе. Вот студентка в ультрамодном платье и босоножках из сетевого магазина – явно накопила, подработала, сходила в ТЦ и обзавелась нарядом. Вот пенсионер в джинсах не первой свежести, рубашке советского покроя и кепке «Марафон-2001», которую удалось урвать по его меркам совсем недавно. И чем старше человек, тем меньше он следит за модой и новыми тенденциями в одежде. Именно поэтому сегодня мы встречаем пожилых людей, которые носят купленные еще 20 лет назад вещи или что-то, что стилистически точно соответствует им.
Скуфами называют мужчин за 40, обычно с брюшком, не особенно следящих за собой. Кадр из телесериала «Воронины». 2009–2019 |
Еще один элемент образа, перекочевавший из подростковой среды, – тканевый рюкзак неопределенного фасона. Годы перемен ударили по культуре ношения мужчинами сумок: от дипломатов советского времени «солидные мужики» перешли к пластиковым пакетам и борсеткам 90-х, а затем наплечным сумкам типа «почтальон» из кожи или текстиля. Теперь же сумка окончательно переехала на спину. «Руки свободны, к тому же в рюкзак можно положить много чего, влезает до восьми банок пива», – объяснит охочий до пенного напитка скуф и будет прав. Удобно, практично, беспроигрышно, всё как любят серьезные мужчины. Важно выбрать недорогой, из немаркого материала, хотя желательно, конечно, черный. Ведь он так хорошо подходит под серую и черную кофту-худи. Комфортно и социально приемлемо. В подобном виде можно отправиться и на работу, и к приятелям жены, и по делам, и за детьми в школу заскочить. А если жены и детей нет – глядишь, на такой образ и клюнет какая-то «альтушка» (девушка, стремящаяся выбиваться из масс своим внешним видом и поведением или считающая себя таковой. – «НГ»).
Молодые парни, девушки, женщины любого возраста могут носить что угодно, выкаблучиваться, выставлять свои достоинства и маскировать недостатки. Скуфы, как мякотка общества, будут отражать то, что необходимо этому ядру, – а нужны ему практичная, немаркая, недорогая одежда и такие же аксессуары, ношение которых не вызовет вопросов и критики у большинства. Раньше на 45-летнего мужчину с рюзкаком в худи смотрели как на молодящегося жеребчика, а теперь это уже норма. Напомню, был в нашей истории момент, когда возрастным маркером мужчин за 50 лет оказался затертый свитер с надписью «Boys» перестроечных времен. Пройдет время, скуфы пронесут свой наряд через годы, и худи с рюкзаком будет обязательным атрибутом «дедовского образа» пары следующих десятилетий. Вопрос разве что в том, как будут выглядеть в это время все остальные…