Веселый творческий тандем – Рена Яловецкая и Ольга Лазарева. Кадр из видео с канала Ольги Шарий на YouTube
Наверное, многие помнят сказку Евгения Шварца о потерянном времени – о том, как школьники, бездарно тратившие свое время, были превращены злым волшебником в стариков и старушек. А я вот встретилась в жизни с прямо противоположной метаморфозой, когда две почтенные седовласые дамы безо всякого колдовства, а только силой творческой энергии и жизнелюбия смогли превратиться в задорных девчонок-фантазерок.
Всю свою долгую жизнь (170 лет на двоих!) они прожили, не зная о существовании друг друга: пути их до последнего времени не пересекались. Рена Яловецкая, известный киновед, автор 12 книг рассказов и стихов, внезапно раскрылась еще и как художник, став иллюстратором своих книг. Уже первый ее рисовальный опыт был высоко оценен корифеем русской мультипликации Юрием Норштейном, заявившим, что она «рисует – как дышит», а «ее акварели звучат». И написавшим предисловия аж к трем ее книжкам.
Уже первый рисовальный опыт Яловецкой был высоко оценен корифеем русской мультипликации Юрием Норштейном. Фото из личного архива Рены Яловецкой |
Иным был путь в искусство Ольги Лазаревой, некогда деревенской девочки Лельки по прозвищу Артистка, изображавшей на сенокосе в далекой сибирской деревне индийские танцы из обожаемого фильма «Бродяга». Сперва режиссерское отделение Ленинградского института культуры, потом курсы в ЛГИТМиКе, где ей так повезло с учителями – легендарным Георгием Товстоноговым и не менее легендарным Львом Додиным. Со временем Лазарева и сама стала преподавателем сценических дисциплин, а недавно у нее открылся литературный дар, родившийся из воспоминаний о послевоенном детстве, о котором она годами рассказывала своим внукам.
Считай, продолжение литературной традиции, идущей от Льюиса Кэрролла, Алана Милна и Астрид Линдгрен, когда импровизационные истории, рассказанные своим детям, разрастались до полноценных книг. Схожим образом появилась на свет и рукопись Лазаревой под названием «Лелькины страшилки из деревни Страшково», ставшая поводом для пересечения в пространстве этих двух обаятельных и очень творческих дам – Лазаревой и Яловецкой.
Знакомство их состоялось благодаря посредничеству молодого режиссера – выпускницы тех самых Высших режиссерских курсов, которые многие годы возглавляла в качестве проректора Рена Яловецкая. В результате чего новоиспеченная писательница попросила уже признанную иллюстраторшу сделать рисунки к своей первой книге, и та, ознакомившись с рукописью, с восторгом согласилась. А выпускница-режиссер сняла об этом творческом тандеме ролик для YouTube «Рена и Лелька», отразивший, помимо прочего, умение обеих смотреть на себя и окружающий мир с улыбкой и интересом. Ольга Лазарева, к примеру, выдала перед камерой свою фирменную, еще со времен Лельки, цыганочку!
Гороховые стручки художница изобразила как корабли, на которых ребята плывут по полю, словно по морю. Рисунок из личного архива Рены Яловецкой |
Рене удалось передать атмосферу Лелькиного мира и весь круговорот приключений девятилетней девочки, рисунки ее изобретательны и метафоричны. К примеру, домотканый половичок в доме героини она изобразила как дорогу, открытую в большую жизнь, гороховые стручки – как корабли, на которых ребята плывут по полю, словно по морю. А сколько обаятельных образов животных художница расселила на страницах книги! Трогательная лошадь Майка, шкодливая корова Гладулька, любимая коза Манька, коварная курица Пеструшка, а уж разнохарактерных котов и собак не счесть.
Получается, что благодаря возникновению творческого тандема Лазарева–Яловецкая в нашей детской литературе появился новый образ – босоногой своевольной девчонки, неукротимой фантазерки и заводилы, эдакой Пеппи Длинныйчулок по-русски. И образ этот уже ждет своего воплощения в мультяшке. А возможно, и в целой серии анимации.