0
6181
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.09.2024 16:11:00

Неизвестные авторы известных песен вышли из народа

За пределами литературного круга

Юрий Гуллер

Об авторе: Юрий Александрович Гуллер – литератор, член Союза писателей Москвы.

Тэги: история, литература, поэзия


история, литература, поэзия Стихи безымянных поэтов стали народными песнями, под которые с удовольствием плясали. Михаил Боскин. Без названия. Нач. ХХ в.

Лица литературы, в том числе отечественной, на протяжении почти всей ее долгой истории определялись поэтами и писателями – выходцами из привилегированных слоев общества. Или, во всяком случае, волею судеб сумевших получить достаточное образование, чтобы в словарях и энциклопедиях называться «писателями».

Эта огромная часть нашей литературы богата на славные имена, и ее история всегда освещалась щедро и обстоятельно. Стихи и проза «дворянских» (как чуть брезгливо писали в советских журналах) литераторов и по сей день составляют основу всех учебников литературы для школ и высших учебных заведений. Были исключения, но они воспринимались как некий казус: «Смотри, скажут иные господа: крестьянский сын, лапотник, а поди же ты – стихи пишет!..»

Однако во все времена существовало изрядное количество пишущих людей, оказавшихся по своему происхождению и положению за пределами круга «образованных литераторов». Их практически не знали современники. Их, как казалось, напрочь забыли потомки. А если кто-то и сумел остаться в литературе несколькими строчками песен, ставших народными, то о них не помнят порой и издатели песенников, сопровождая тексты словами – «автор неизвестен».

Хотя в этом забвении есть известная доля справедливости: в большинстве своем они сумели не так уж много сделать во славу русской литературы. Но за каждым из них – тяжелая, порой трагическая судьба человека, любопытного даже с сегодняшней точки зрения. А лет 120–150 назад для них существовало одно и уничижительное, и одновременно почетное «звание» – поэты из народа…

«Потомственным писателем я считать себя не могу, в нашем роду не было ни одного писателя, а в доме, где я вырос, не было ни одной книги», – писал о своих «университетах» поэт и известный мемуарист Иван Белоусов, сын портного, много труда положивший на поиск и объединение таких же, как он, «поэтов-самоучек». Эти люди всю свою жизнь работали, занимались крестьянским трудом, были владельцами овощных лавок, купцами-неудачниками, половыми в трактирах и Бог еще знает кем!

Это в советские времена часть биографии поэта, ставшего к старости (часто уже далеко от родины) знаменитым и работавшим (вынужденно) в качестве кочегара в котельной или дворника, стала считаться весомой частью жизни. А в начале XX века это было обстоятельством, не способным сделать пишущего человека «настоящим писателем». Помните суд над «тунеядцем» Бродским?

Вот что писал о своей судьбе поэт-самоучка Семен Быстров в немудряще стихотворном очерке, напечатанном в начале XX века в журнале «Нива»:

…был фабричным горемычным,

И артистом балаганным,

И поденщиком обычным,

И шарманщиком органным,

Был рабочим «парфюмерным»,

Был и сторожем ночным,

И носильщиком примерным,

И торговцем мелочным…

Был лакеем столовым,

В ресторане половым,

Был и дворником домовым,

И лакеем выездным…

Одним словом, в какой только шкуре человек ни побывал, а стихи писать не бросил!

8-1-2-t.jpg
Поэт Иван Суриков.
Гравюра 1884 года с сайта
goskatalog.ru 
Кого из них мы помним, о ком не забыли авторы хрестоматий и биографических словарей? Спиридон Дрожжин, Иван Суриков, Максим Леонов (отец известного советского писателя Леонида Леонова). А ведь их было изрядное количество: участников специально для них издаваемых энтузиастами сборников «поэтов из народа», людей, иногда исхитрившихся при жизни выпустить единственную тощую книжечку стихов, не удостоившуюся ни единой рецензии в литературных журналах!

Первым таким поэтом, родившимся задолго до Пушкина, о котором упоминают исследователи литературы, был крепостной крестьянин Розов-Майков, живший в XVIII веке. А первая половина XIX столетия оставила для историков литературы (увы, не для читателей ) имена крепостного крестьянина Федора Слепушкина, рабочего чугунолитейного завода Егора Алипанова, их собратьев по тому или иному ремеслу – Цыганова, Суханова, Ульянова…

Стихи этих поэтов были несовершенны, беспомощны, порой просто корявы. Однако были среди них те, кто сделал то, что удается сделать не всякому профессиональному поэту: их стихи стали народными песнями.

Ну, скажем, есть хоть один человек, кто никогда не слыхал разудалую песню  «Бывали дни веселые, – / Гулял я молодец! / Не знал тоски-кручинушки, / Был вольный удалец…»?

В первой четверти XX века популярность этой песни была столь велика, что ее записывали на граммофонных пластинках, она даже послужила поводом для съемки «кинодрамы». Этот прием – экранизация песни –был довольно популярен на заре кинематографа. Так, например, была экранизирована песня «Из-за острова на стрежень…» и некоторые другие.

Итак, «бывали дни веселые», а кто же автор этих строк? Вопрос на засыпку! Автор написал еще и слова довольно известной в свое время песни: «Измученный, истерзанный наш брат мастеровой…» Автором текста этих популярных когда-то в народе песен был никому нынче не известный (кроме маститых литературоведов) Прохор Горохов, крестьянский сын из Малоярославецкого уезда Калужской губернии, мальчиком привезенный в Москву, где стал водопроводчиком, а потом рабочим на заводе швейных машинок Зингера…

Горохов был участником, а позднее даже одним из основателей «Московского товарищеского кружка писателей из народа» (Суриковский кружок). Этот кружок существовал до 1933 года, когда всех писателей (и из народа, и не из народа) решили объединить в единую «армию» советских писателей. Но Горохов до этих времен не дожил, он умер в 1925 году, успев вернуться в родную деревню… Ну, какой он был поэт! – скажут. Наверное, так и есть, но будучи автором слов известной песни, он вполне может рассчитывать на нашу память.

Много их было, творцов без имени. Тех, чьи стихи не включались в хрестоматии, тех, кого порой и за литераторов-то не считали! Кто-то из них остался навеки только в мемуарах современников. Как, например, в любопытной книге уже упомянутого Ивана Белоусова «Литературная Москва», напечатанной в 1926 году и до конца ХХ столетия практически недоступной читателю (сейчас она переиздана, но кто из нас обращался к ней в поисках забытых имен?).

Поэты невеликие, авторы незаметные… Но ведь без «малых мира сего» не могла бы устоять та гигантская пирамида, которая называется Литературой!


Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
2339
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
2558
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
2538
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
1470

Другие новости