Непонятно, кто тут больше счастлив – награжденная за вклад в мировой кинематограф Орнелла Мути или Андрей Мерзликин, которому удалось ее поцеловать при вручении награды. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Когда выходишь из сочинского аэропорта и видишь перед собой синее небо, зеленые горы, а возле стоянки такси – пальмы с агавами, кажется, что вышел в черногорском Тивате – настолько схожа картинка. Плюс 27, солнце печет – и это здесь называется бархатным сезоном? А чем же он отличается от летнего, не бархатного?
Летом кинофестивали следуют один за другим, «КиноБраво», на который мы приехали, в этом сезоне стал восьмым по счету. И отличным от прочих, поскольку проводился впервые, был международным («первый международный фестиваль зрительского кино» – подчеркивали организаторы), состоял из национальных блокбастеров – лидеров проката в своих странах, и председателем жюри имел ни много ни мало Марко Мюллера. Который в свое время был председателем жюри Венецианского фестиваля, директором кинофестивалей в Риме, Локарно, Роттердаме, а сейчас является главой Центра исследований киноискусства при Шанхайском университете; столь крупная фигура мировой киноиндустрии возглавила российский фестиваль впервые.
Что касается фильмов – они приехали из Китая, Индии, Бразилии, Эфиопии, ОАЭ, Казахстана, Турции, Сербии, Египта, Ирана, ЮАР, Саудовской Аравии… От России в конкурсную программу вошли «По щучьему велению», во внеконкурсную – «Воздух» и «Чебурашка».
Но не Сочи стали штаб-квартирой «КиноБраво» (там лишь прошло открытие и закрытие фестиваля), а Красная Поляна, где участники и жили, и смотрели кино. Знаменитый курорт оказался пространством, вытянутым километра на полтора вдоль бурной горной речушки: от одной крайней точки (фуникулер) до другой («Ред Арена», где шли просмотры) – минут 15 неспешным шагом. Скученность построек очень плотная, архитектурная эклектика невероятная, но невероятные и чистота и «вылизанность» – за неделю пребывания ни разу не видела под ногами бумажки или окурка; если где-то у нас моют с шампунем мостовую, то это точно в Красной Поляне.
Курорт семейный – очень много совсем маленьких детей. И собак, ухоженных и залюбленных, неспешно фланирующих рядом с хозяевами. Замечательно, что в четырехзвездном отеле разрешается проживание с питомцами; интересно, каким образом они были доставлены сюда – в багажном отделении самолета? Или состоятельные люди уже пользуются новой опцией Аэрофлота – покупают мохнатому члену семьи билет в салон?
Как всегда на фестивалях, открытие предполагалось вечером в день прилета, и нас повезли (тоннели – по 3 км длиной, такого я еще не встречала!) обратно в Сочи, в Летний театр, что на улице Черноморской в парке на берегу моря. Сочи – очень зеленый город, зелень в нем прямо-таки превалирует над всем остальным, причем вперемешку растут пальмы, платаны, клены, кипарисы, агавы, олеандры… Воздух соответствующий, но в предгорье (Красная Поляна – 540 м над уровнем моря) он вообще невероятный. Ну и, конечно, восхитила картина дрыхнущих то там, то тут упитанных собаченек с зеленым чипом в ухе (одна лежала этим самым ухом на нарезке докторской колбасы). Еду из рук они берут так аккуратно, что хочется сказать – элегантно. Оказывается, Сочи, как и Турция, – френдли-зона по отношению к меньшим братьям. В отличие от Якутска, где бездомных собак убивают (а те там, вот странность-то, бросаются на людей).
Красная Поляна: синее небо, зеленые горы и арт-объект – красный горный олень. Фото автора |
В первый день показов состоялась мировая премьера драмы «Я начинаю видеть свет» режиссера Константина Худякова – его англоязычной картины, снятой в США. Завязка: героя, джазового музыканта, не отпускают после концерта слушатели – толпа напирает с просьбами автографа. Реалии на экране вроде американские, а эмоциональное поведение людей – отечественное, причем такое, из прошлого века… Жена-китаянка недовольна задержкой, дочке пора спать (тут все оглянулись на Марко Мюллера, приехавшего на фестиваль с молодой женой-китаянкой и маленькой дочкой), по дороге домой супруги интеллигентно препираются – и тут на их машину с грузовика падает огромная линза для маяка. У которой несколько задач – убить жену и дочь, чуть покалечить героя и заманить его на маяк смотрителем. Киноязык чужой, не худяковский – если честно, я не узнала режиссера любимых «Успеха», «На Верхней Масловке» и «Хождения по мукам».
Из конкурсных фильмов больше всех понравился, пожалуй, китайский «Последний подозреваемый». Мы, конечно, ныли, что создатели смешали остросюжетный детектив и индийскую мелодраму и что дико раздражает музыка, поясняющая и разжевывающая каждое действие в кадре, но надо отдать должное сценаристке и режиссерше – классно они обманывают зрителя! Такие неожиданные повороты, что диву даешься. Только ты порадовался – ну наконец-то свершилось торжество справедливости, как бах! – оказывается, все обстоит с точностью до наоборот. Только ты понял, чьих это рук дело – и оказывается, что совсем других, а ложный финал оправдан и обыгран.
Из внеконкурсных совсем не зашел обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля этого года «Все, что нам кажется светом», тоже фильм «женский» (сценарист и режиссер дама) во всех смыслах. Похоже, пора перестать пользоваться словосочетанием «индийское кино», подразумевая мелодраму с песнями-танцами и красивыми героинями в богатых сари. Стремительный, скученный, мусорный Мумбаи, три женщины разного возраста, далеко не красотки, работают в госпитале, у каждой своя проблема – и, наконец, возвращаются к истокам, в деревню. Все. Хронометраж – 2 часа. Коллеги смеялись над моим недоумением и утверждали, что именно подобные фильмы котируются в Каннах.
Все 25 фильмов посмотрело, наверное, только жюри (от России в него, кстати, вошел сценарист Андрей Золотарев), так что развлекательная программа тоже имела место быть: вечер караоке в местном казино, бранч журнала «О,кей» на пляже «Ривьера», ледовое шоу Навки из сплошь олимпийских чемпионов в Олимпийском же парке. С морем не повезло в том плане, что было объявлено штормовое предупреждение, в него не пускали и гоняли даже от кромки воды. Какие-то пляжи просто закрыли, где-то натянули веревочку вдоль воды… Ужасно обидно: небо синее – ни облачка, солнце шарашит, а максимум что можно – сидеть на гальке и ждать, когда разбившаяся у берега волна накатит пеной на твои вытянутые в сторону моря ноги (чем, кстати, не кислородный коктейль эти тысячи пузырьков?).
Ближе к концу фестиваля прошло спецсобытие - презентация фильма «Северный полюс» , который должен выйти в 2025 году, представляли его режиссер Александр Котт, актриса (и генеральный продюсер «КиноБраво») Елена Север и сыгравший в нем главную роль Андрей Мерзликин. Эта картина – история экспедиции первой советской атомной подводной лодки к вершине Северного полушария во времена Карибского кризиса.
Закрытие, как всегда, подкралось незаметно и прошло в том же Летнем театре. Все ставили на венгерский «Земмельвейс» и египетскую «Игру вслепую», а победила балканская драма «Стражи формулы» режиссера Драгана Бьелогрлича (это фильм из программы фестиваля в Локарно, который по напряжению сравнивают с «Оппенгеймером» Нолана), ну а приз зрительских симпатий получил «Воздух» Алексея Германа-младшего. За лентой «По щучьему велению» признали лучшие визуальные эффекты, она же получила спецприз Газпромбанка (с формулировкой «За вклад в развитие культурного наследия»).
Сюрпризом закрытия стало выступление Александра Шоуа, которого все знают по эстрадному дуэту «Непара» и который, аккомпанируя себе на рояле, выдал потрясающую программу – прозвучали композиции Элтона Джона, Джо Кокера и кавер-версии прочих мировых хитов.
…Москва встретила 10 градусами и дождем. Здесь осень уже наступила.
Красная Поляна – Москва