Папа Франциск любит изображать из себя обычного пассажира обычного изделия итальянского автопрома. Фото Reuters
В сериале «Новый папа», который вышел в 2020 году, можно увидеть, как вымышленный глава Католической церкви Иоанн Павел III (в исполнении Джона Малковича) использует для своих официальных поездок российский внедорожник УАЗ Пикап. Киношный папамобиль, кстати, был выпущен в единственном экземпляре на Ульяновском автомобильном заводе и оснащен четырехцилиндровым двигателем с рабочим объемом 2,7 л, который способен работать как на бензине, так и на сжиженном газе. Производители подчеркивали, что «силовой агрегат удовлетворяет экологическим нормам Евро-6». Авторы фильма увидели некоторые транспортные средства завода на итальянских улицах и посчитали, что именно этот внедорожник – идеальный вариант для «Нового папы». В Риме к российскому автомобилю только добавили специальный стеклянный купол, который и превратил машину в средство для перевозки понтифика. Куда делся автомобиль после съемок сериала – неизвестно, однако он вполне мог бы дополнить ту коллекцию папамобилей, которая сегодня хранится в ватиканском гараже Padiglione Carrozze («Каретный павильон»).
Первым в истории Святого престола «автомобильным папой» мог бы стать папа Пий X (понтификат в 1903–1914 годы). Ему в 1909 году был подарен автомобиль итальянской марки Itala 20/30. На тот момент это была самая «роскошная» машина. Однако Пий X не проявил к подарку абсолютно никакого интереса и предпочитал передвигаться привычными на тот момент для понтификов способами: либо на троне-носилках sedia gestatoria, который несли 12 специально обученных людей, либо в запряженной лошадьми карете. Поэтому до конца понтификата Пия X автомобиль накатал лишь 12 километров. Понтифик всего раз прокатился на нем по саду Ватикана и оставил дорогую игрушку со словами: «Я родился бедным, жил бедным и желаю умереть бедным».
Пий XI первым из понтификов стал обладателем собственной машины. Фото 1926 года. Федеральный архив Германии |
Впрочем, особую любовь Иоанн Павел II (1978–2005) проявлял к внедорожникам открытого типа. Первый из них в Ватикане появился еще во время понтификата Павла VI (1963–1978). Японская Toyota Land Cruiser пришлась по вкусу лидеру католиков, но его появление на людях в этом автомобиле отчего-то вызывало недовольство среди верующих. Однако в Ватикане поняли, что именно внедорожник должен стать идеальным папамобилем. Большие машины с дизельным двигателем обеспечивали плавный ход на минимальной скорости, и к тому же в таком просторном автомобиле с высокой посадкой наместник святого Петра был очень хорошо виден окружающим. Впрочем, как раз этот хороший обзор и подверг опасности Иоанна Павла II. 13 мая 1981 года, приветствуя верующих с итальянского Fiat Campagnola, понтифик стал жертвой покушения. На папу напал религиозный фанатик Мехмет Али Агджа. Папа был серьезно ранен. С тех пор в истории папамобилей началась новая эра: они все стали выпускаться бронированными.
Первой из таких моделей стал британский Land Rover 109, который оснастили высоким пуленепробиваемым стеклянным колпаком. В 1982 году британцы презентовали Иоанну Павлу II огромный 24-тонный вездеход Leyland Constructor, построенный на базе настоящего грузовика. Его броня была способна выдержать автоматную очередь, а высокий кузов позволял увидеть папу из даже последних рядов толпы. Но папа-поляк все же предпочитал англичанам немца. Свой любимый Mercedes-Benz G230 он брал в разные поездки и практически объездил на нем весь мир за более чем два десятилетия понтификата. Транспортное средство не единожды подвергалось модификации. Например, в 1987 году было переделано так, чтобы из кабины водителя имелся доступ в папский салон. В 2002 году у авто появилась пуленепробиваемая стеклянная кабина с опускающимися стеклами. Там же были установлены микрофон и громкоговоритель, чтобы слова папы были слышны стоящим на улице верующим. К концу жизни уже очень больному понтифику пришлось пересесть в другой автомобиль, Mercedes ML430. Клиренс был понижен до минимально возможного, а в салоне появились приспособления для въезда инвалидной коляски.
Папа Бенедикт XVI не был большим любителем путешествий и передвижений на автомобилях. В вынужденных поездках по Италии предпочитал модифицированный Mercedes-Benz M-Class, отвергнув машины таких известных моделей, как Volkswagen Touareg и BMW Х5. Его папамобиль был оснащен суперсовременным климат-контролем, а в передней части имелось место для еще одного пассажира (как правило, агента службы безопасности). В сентябре 2011 года, когда Бенедикт XVI прибыл с визитом в Германию, один из жителей города Дортмунд сообщил полиции, что папа Римский ездит в автомобиле не пристегнутым. Гражданин решил, что глава Католической церкви подвергает опасности не только себя, но и других людей. В автопарке Бенедикта XVI также были два электромобиля, которые ему в 2012 году подарила компания Renault. Запас хода у электрокаров на то время составлял всего 170 км, а мощность электродвигателя порядка 60 лошадиных сил. Были в гараже Бенедикта XVI и мотоциклы. Известно, что еще в 2010 году компания Ducati пожертвовала два новых Ducati Multistrada 1200. Правда, впоследствии они использовались не понтификом, а жандармерией Святого престола.
Что касается нынешнего папы Римского Франциска, то он большой любитель автомобилей, но не папамобилей. В 2013 году один из священников подарил понтифику Renault 4. Франциск, сильно обрадовавшийся такому подарку, сел за руль машины и немного проехался на ней. Во время же традиционного проезда посреди толпы верующих на папамобиле Франциск постоянно нарушает протокол, останавливает средство передвижения, спускается к людям. Среди основных его машин, на которых он совершает поездки по Риму и окрестностям, – «народные» Dacia Duster, Skoda Rapid и Ford Focus.
В 2015 году Франциск на время приветствия граждан в Ватикане использовал ослепительно-белый Hyundai Santa Fe. Выбор марки автомобиля тогда объясняли ностальгией по родине. Мол, в Аргентине, где родился и вырос понтифик, расположен город Санта-Фе. В 2018 году епископу Рима попытались подарить суперкар Lamborghini Huracan стоимостью 180 тыс. евро. Понтифик поблагодарил дарителей и отправил машину на аукцион. Автомобиль ушел с молотка за 900 тыс. евро. Вырученные средства Франциск пожертвовал на восстановление христианских сообществ и церквей в Ираке, а также на помощь женщинам-мигрантам и медицинское обеспечение жителей Африки.
В 2019 году автопарк Бергольо пополнился водородной Toyota Mirai. Эту диковинку папе подарили представители Конференции католических епископов Японии, чтобы он мог осуществлять свои поездки без вреда для окружающей среды. Франциск даже успел поездить по Токио на этом авто. Силовая установка папского Toyota Mirai представляет собой электрический мотор мощностью под 155 л.с., питаемый батареей водородных топливных элементов. Кстати, во всех своих многочисленных путешествиях понтифик предпочитает передвигаться на местных автомобилях, которые потом остаются на родине. Так, в 2014 году во время поездки в Южную Корею ему была предоставлена Kia Soul. В январе 2015 года на Филиппинах главу Католической церкви можно было увидеть в Isuzu D-Max и Jeepney, который больше похож на небольшой туристический автобус. В 2015 году во время визита на Эквадор Франциску предоставили джип Jeep Wrangler. В последней своей поездке – по Индонезии в начале сентября с.г. – понтифик также использовал бюджетный автомобиль Toyota Innova.
Все автомобили в гараже Ватикана имеют номерной знак с порядковым номером и аббревиатурой SCV, что означает «Stato della Citta del Vaticano» – государство и город Ватикан. Когда на автомобиле выезжает папа, номер любого из них меняют на SCV 1. Итальянцы придумали этому номеру забавную расшифровку: «Se Cristo Vedesse», что в переводе означает «Если бы Христос это видел!».
комментарии(0)