Подземные торгово-развлекательные кварталы в японской столице называются «тикагай». Фото Unsplash
В конце прошлого века после долгих дебатов Япония, наконец, определила на десятилетия, вплоть до 2050 года, «Строительную концепцию». Новшеством в ней стали новостройки с «подземельным уклоном». В числе ведущих энтузиастов-строителей такого профили стоит известная корпорация «Тайсэй».
Мне довелось не раз разговаривать со строителями этой компании, затрагивая актуальную тему. В результате получил представление о проблемах строительства под землей, где традиционно искали себе убежища кроты.
Осваивая любое строительство, японцы в первую очередь концентрируют внимание на сейсмологии. Так было в древности, осталось и сегодня. Это подтверждают древние пагоды, сработанные из криптомерии – древесины по твердости под стать железу.
Население Большого Токио на сегодня под 40 млн человек, около 39% от числа жителей страны. Городские власти из массы проблем выбирают насущные, определяемые условиями жизни. На первом месте это нехватка площадей для прокладки дорог, строительства жилья, деловых объектов. Ситуацию подхлестывают и цены на землю. Все вместе, включая и проблемы при наращивании «альтернативного» пространства вдоль Токийского залива, вынуждает пристальнее вникать в тему строительства под землей.
В компании «Тайсэй» рассказали, из чего исходили, формируя концепцию «единого надземного и подземного городского хозяйства» под названием «Стереомегаполис XXI века». Это в первую очередь транспортная система с туннелями, подвесными и подземными дорогами. Не обошлось и без парадоксов, которыми японцы исстари удивляют мир во всех сферах человеческой деятельности, включая искусство. Речь конкретно о городских подземных торгово-развлекательных кварталах.
Рождение подземных городов приходится на начало строительства метро. Первые линии в столице были построены в 1927 году на глубине 5–10 метров. Сейчас в центральном районе Токио – Нагата метро пролегает на глубине 42 метра.
При прокладке метротуннелей неизбежно возникают «пустоты» – боковые соединительные переходы. А японцы не могут спокойно смотреть на пустующие площади. Отсюда использование подземных коридоров на станциях на различных уровнях, нередко ведущих к входам в подземные этажи крупных универмагов. Подземные торгово-развлекательные кварталы называются «тикагай». Они популярны не только в Токио (зона центрального вокзала Яэсу и в Синюзюку; общая площадь более 1ОО тыс. кв. м в каждом). «Тикагай» есть и в городах среднего и небольших размеров.
В общем, японские строители взяли курс на будущее подземного пространства, в чем убедили их обстоятельства и объективная необходимость в стране. В итоге в «подземелье» началась интенсивная работа по разным направлениям, заодно открылись и новые перспективы, заложенные в человеческих возможностях. В результате подземное пространство открыло безграничные горизонты по расширению недостающих площадей. Важнейший момент здесь и факт, что частная собственность на землю не распространяется на глубокие слои под землей. Значит, под землей на разных уровнях можно дополнять и совершенствовать городскую инфраструктуру: дорожное строительство, водопроводную, канализационно-электро-газо- промышленную сеть, прокладывать коллекторы, вплоть до создания системы орошения сельскохозяйственных площадей и возведения подземных дамб.
Издержки при подземном строительстве, с учетом цен на землю, лишь в полтора раза выше обычных. Но, учитывая, что цены на покупку участков под стройки составляют до 80% от общей суммы, подземное строительство, получается, значительно дешевле. Преимущество «подземелья» – меньшая зависимость от климатических условий, большая сейсмостойкость.
Важным доказательством рациональности «подземки» (36–40 м) стала трансформаторная станция под одним из токийских храмов, не одно десятилетие посылающая электроэнергию в несколько районов столицы. По соседству с ней разместили и подземное кладбище. Большой успех города – от «глубинных помещений» под хранение нефти, природного газа, включая территорию ближе к поверхности, на которой разместили стоянки для автомобилей и велосипедов. Это в значительной степени разгрузило привокзальные площади.
Много внимания уделяется созданию подземных площадей под недостающие Токио офисы. Возможность их размещения под землей доказали восемь этажей (30 м) под Парламентскую библиотеку, книгохранилище которой «ушло под землю».
С 2000 года начали активно использовать робото-машины, функционирующие на глубине 100 м. Новые площади под строительство деловых зданий стали более насущными, чем жилищный фонд.
Токио ежегодно расширяет свои масштабы в качестве гигантского международного центра – делового, финансового, информационного. Чтобы успешно функционировать, требуется резко увеличивать число помещений под офисы. В отличие от США и Европы японцы деловые вопросы обсуждают лицом к лицу в офисах. Телефон лишь для договоренностей о встречах в офисах. Изначально предполагалось покупать участки в центре Токио за большие деньги, зная, что издержки покроются высокой арендой. Но пытливость подвигла мыслить иначе.
Сейчас на повестке и строительство жилья. Речь идет о создании абсолютно адекватных условий быта с наличием «подземных» преимуществ.
Смотрите. Для людей, длительное время проводящих под землей, важна обстановка. Специальные светоулавливатели, направляющие под землю лучи естественного солнца, аккумулированный дневной свет помогают озеленять проспекты вдоль созданных водоканалов вместо бывших исчезнувших подземных рек, обеспечить жизнь в подземных ручьях. Современный «хай-вижн», высокотехнологичное телевидение способно создавать обстановку, не отличающуюся от поверхности: голубое небо, бегущие облака, полет птиц, даже запах растений. Плюс наличие действительной полной тишины тем, кто в ней нуждается.
Более сложная проблема психологического порядка. В Японии над ней работают, проводя совместно с врачами эксперименты по определению готовности людей трудиться в помещениях под землей. Опросили тех, кто имел опыт работы в таких условиях, а также «неискушенных». 84% опрошенных принадлежали к первой группе, 42% – ко второй. Если основную массу отнести к категории второй группы, выходит, что энтузиастам «подземелья» предстоит чуть напрячься, чтобы снять предубеждение.
Одним из важных шагов в этом направлении явилась подземная действующая сеть в токийском районе – Аояма (160 тыс. кв. м). Строительство началось с сооружения туннелей: первый слой на уровне 10 м, второй – 50, третий на значительно большей глубине. Все три уровня соединены между собой как по вертикали, так и по горизонтали, что позволило сформировать огромные функциональные площади.
Первый слой используется для доставки грузов, транспортировки мусора, второй – транспортная сеть для обеспечения бытовых услуг внутри района, самый глубокий предназначен под метро, дороги, сети электро-газо-водоснабжения, кабельной связи. Внутри этих транспортных артерий в образовавшихся подземных пространствах разместили библиотеки, кинотеатры, бассейны. Эти помещения могут использоваться в качестве убежищ на случай природных бедствий; здесь же хранится стратегический запас необходимого населению района на случай катаклизмов.
Следующим шагом стало подключение 12 министерств и их НИИ, проявивших заинтересованность в использовании многообещающих площадей (на глубине 50–70 м), каждое соответственно своему профилю. Министерство транспорта – прокладка метро, сверхскоростных автострад, Министерство связи – система транспортировки почтовых отправлений, Министерство благосостояния – обеспечение совершенной системы водоснабжения и канализации. Даже Министерство внешней торговли и промышленности зарезервировало большой объем площадей под базисные сооружения, а также под мощные источники энергоснабжения.
Правительство выработало документы и акты по активному использованию подземных пространств, включив их в государственную программу землепользования. В общем, «Подземному Тайсэю» на долгие годы гарантировано жаркое время.
Токио