0
273
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.06.2025 18:04:00

112 фильмов Луи де Фюнеса

Путь от посыльного до кавалера ордена "Почетного легиона"

Геннадий Гутман

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Г. Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: французское кино, киноактеры, луи де фюнес, фильмография


французское кино, киноактеры, луи де фюнес, фильмография Король смеха Луи де Фюнес. Кадр из фильма «Жандарм из Сен-Тропе». 1964

Луи де Фюнеса называли «королем смеха», а он, как вспоминал его сын Оливье де Фюнес, «был чистым аристократом, любившим собственную и единственную жену, удившим рыбу и выращивавшим розы – жил в собственном мире, к которому старался, чтобы никто не притрагивался».

Поздний дебют

Но единственной и всепоглощающей страстью Луи Жермена Дэвида де Фюнес де Галарса, родившегося в 1914 году неподалеку от Парижа в департаменте Верхняя Сена Курбевуайе, было кино. В которое он пришел довольно поздно, в 30 лет, когда за спиной иных актеров насчитывалось не один десяток ролей – так сложилась судьба. И до своего появления в 1945 году в первой роли (фильм режиссера Жана Стели «Барбизонское искушение») ему пришлось побывать в жизни на самых разных ролях: работал скорняком, чертежником, оформлял витрины маленьких магазинчиков, ранним утром развозил молоко, был тапером, бухгалтером, художником-оформителем, выступал в кабаре, мюзик-холле, на радио. Однако судьба распорядилась так, что, начав жизнь посыльным, он закончил ее членом ордена Почетного легиона, одним из самых любимых актеров Франции, одним из великих комиков мирового кино.

Первая роль

Впервые де Фюнес вышел на сцену в Куломмьерском колледже в пьесе «Королевский индюк», в которой исполнил роль сына полка в армии Генриха IV. Один из рецензентов заметил «юное дарование», написав, что тот «играет с огоньком». Но «дарованию» хотелось огня и, быстро поняв, что в театре его не разожжешь, ушел в кино.

Он был необычайно талантлив от рождения, с детства без труда говорил на французском, испанском и английском, увлекался игрой на фортепиано и рисованием. Был подвижен, обаятелен, необычайно смешон в своих детских ужимках и изобретательных проказах. И сохранил все эти качества и в зрелые годы. В молодые – играл в небольших эпизодических ролях. За 20 лет, с 1945 по 1963 год, снялся в 112 фильмах. Как комик, блистал во всех своих эпизодах, но узнавать актера стали после небольшой роли в фильме «Папа, мама, служанка и я» (1954), где он сыграл приставучего соседа месье Каломеля.

«Не пойман – не вор»

Фильм «Не пойман – не вор» вышел на экраны Франции в 1958 году. Режиссер Иван Робер хотел снять комедийный детектив о хитром, умном и вызывающем симпатию браконьере, который все время выходит из постоянных схваток с полицейскими. Дело разворачивается в небольшом французском городке Монпаньяр. Покой города постоянно нарушает рыночный торговец Блеро. У него есть разрешение продавать грибы. Но рыба у жителей городка пользуется большим спросом. Чтобы заработать и прокормить семью, он нарушает закон дважды – нелегально рыбачит и нелегально сбывает улов. Однако полицейские не могут предъявить обвинений нарушителю порядка, потому что не могут поймать его за нелегальными занятиями, ну а если не пойман, то, разумеется, не вор.

На эту роль Робер и пригласил Фюнеса. На счету которого было уже не менее десятка других комических ролей, он был популярным актером, до известности оставался один шаг. И режиссер помог его сделать – на главную роль симпатичного мошенника-героя он искал актера с холерическим темпераментом, выразительной мимикой и умением заострять роль до гротеска, в то же время не превращая ее в карикатуру. Фюнес обладал всеми этими достоинствами. И сыграл так, что ни одного француза, посмотревшего этот незатейливый фильм, не оставил не просто без улыбки – без смеха. Пришел долгожданный успех, актер в мгновенье ока становится любимцем зрителей, но, что гораздо важнее, фортуны – с тех пор эта капризная дама не оставляла своего любимца.

Для 1958 года фильм был новым словом в комедийном жанре – сегодня пересматриваешь эту картину с ностальгией, естественно, многое устарело, режиссерские приемы, киноязык. Пожалуй, только Луи де Фюнес по-прежнему обаятелен и молод и по-прежнему игра его вызывает смех, улыбку и восхищение.

Битва с Фантомасом

С этого полноценного дебюта в кино на многие десятилетия (счастливая судьба!) он становится кумиром огромной категории зрителей не только во Франции. Проходит всего несколько лет, и его добрый юмор, беззлобные шутки, смешные до колик ужимки и гримасы покоряют всю Европу. В 1960-е фильмы с его участием закупает Советский Союз. Кинотеатры в Москве (чему я был свидетель) и в провинции, в которых демонстрировались знаменитые приключения мирового злодея Фантомаса (Жан Маре) – более смешного, нежели страшного, которому противостоял подвижный, маленький (рост 164 см), юркий и необычайно подвижный комиссар Жюв (Луи де Фюнес), брали с боем. Теряюсь в догадках, как в те времена пропустили на советский экран ТАКОЕ – это была чистая идеологическая диверсия, и еще долгие годы в «злодея» играло не одно поколение советских мальчишек. Которым изрядно поднадоел навязываемый школой, навязший в зубах «положительный герой» Павка Корчагин. «Зло», пусть и такое, гораздо притягательнее (особенно в юном возрасте), нежели «идейное», да еще навязываемое «добро».

Де Фюнес разбушевался

В хорошем смысле. Не как Фантомас во втором фильме знаменитого киноромана, пытающийся разработать секретное оружие, чтобы приобрести власть над всем миром. Французский комедийный артист Луи де Фюнес добивался того же самого, но ему нужна была другая власть – власть смеха, доброты, человеколюбия. И он ее добился.

После «Фантомаса» снимался в трех-четырех картинах в год. Был полон сил, энергии, темперамент захлестывал через край, его выдумки на сценической площадке были неистощимы и всегда вызывали смех у съемочной группы, а это самый главный критерий успеха комедийной картины: если смеются профессионалы – будут смеяться обычные зрители. Что и происходило от фильма к фильму.

От «Жандарма» до «Разини»

Кроме покорившего мир «Фантомаса» он снялся в цикле о приключениях провинциального жандарма Крюшо «Жандарм из Сен-Тропе» (1964), в картинах Жерара Ури «Разиня» (1965) и «Большая прогулка» (1966), которые во всем мире посмотрели более чем 2 млн зрителей. Они пользовались успехом и в Советском Союзе – не только потому, что СССР в те годы особо дружил с Францией, а из-за великолепной игры Луи де Фюнеса и меланхоличного Бурвиля. Который тоже полюбился советским кинозрителям.

А затем были «Ресторан господина Септима» (1966), «Оскар» (1967), «Замороженный» (1969), «Человек-оркестр» (1970). Фюнеса всегда дублировал народный артист СССР Владимир Кенигсон. Голос настолько удачно совпал с физическими данными народного (по сути – во Франции нет такого рода почетных званий) французского артиста, что он прочно вошел в советское (а ныне и российское) массовое сознание – голос Кенигсона стал голосом Фюнеса. Довольно редкий случай в кино. Даже в мировом.

В конце 1960-х Луи де Фюнес был признан лучшим актером Франции. И в 1970-е не потерял своей популярности, продолжая работать достаточно активно. В прокат вышли фильмы «Жандарм на отдыхе», «Мания величия» и другие. В основном, как и раньше, он снимался в комедии положений, одни были более удачными, другие – менее, главным оставалось одно: такое кино с участием великолепного комика скрашивало трагизм жизни. И не только простых французов.

«Как хороши, как свежи были розы…»

Жизнь печальна и безнадежна, будь ты комик, трагик или даже король или президент. Всем известно с чего она начинается и чем кончается.

В 1975 году один инфаркт за другим выбил Фюнеса из кино, но не из жизни. Семья переехала в свое загородное имение XVII века, расположенное возле живописного, красочного Нанта, Атлантический океан нес другой воздух, над Бретанью стояло другое солнце, холмистая местность радовала взор.

Но сидеть без дела даже в этом местечке потомок аристократов, в чьих жилах текла жгучая испано-португальская кровь, не мог.

Что может дважды инфарктник?

Вот именно – разводить розы в роскошном саду. Это занятие успокаивало, возвращало к жизни. Но без кино жизнь оставалась неполноценной. И только-только почувствовав себя лучше, Фюнес принял предложение режиссера Клода Зиди сняться в фильме «Крылышко или ножка» (1976). И вновь почувствовал себя уж если не полным сил Фантомасом, то постаревшим Брево. На этот раз пытающимся обмануть не простаков-полицейских, а смерть. На какое-то время это удавалось. Он снялся в еще нескольких картинах и даже попробовал себя в роли режиссера – в 1979-м экранизировал «Скупого» своего любимого Мольера. Через три года снялся в картине «Жандарм и жандарметки», а 27 января 1983 года сердце не выдержало.

Лауреат почетной премии «Сезар» за выдающийся вклад во французское и мировое кино, великий комик, король смеха Луи де Фюнес умирал с чувством, что сделал в этой жизни все, что мог. 


Читайте также


Номинация на "Оскар" Юры Борисова поможет "Углю" встретиться с широкой публикой

Номинация на "Оскар" Юры Борисова поможет "Углю" встретиться с широкой публикой

Вера Цветкова

Сериалы 2017 года рождения – наконец-то на телеэкране

0
40606
Франсуа Озон спрашивает "Что случилось осенью"

Франсуа Озон спрашивает "Что случилось осенью"

Наталия Григорьева

По мнению французского режиссера, не все грибы одинаково полезны

0
17634

Другие новости