![]() |
Вид со смотровой площадки Canton Tower в Гуанчжоу в часы заката. Фото автора |
Нет, мама, меня не ограбили. Меня тут, наоборот, наполнили впечатлениями настолько, что я не сразу смог заставить себя писать свои привычные путевые заметки.
Тут настолько все насыщенно – вспышки ярчайших образов следуют со скоростью стробоскопа. Вот ты проснулся утром в отеле – и уже с отваливающимися ногами лежишь вечером, наполнив телефон тремя сотнями фото. (И как люди раньше ездили с пленкой в 36 кадров? Да я делаю первые 30 снимков, еще не успев выпить свой утренний кофе!)
Гуанчжоу – это ультрасовременный город, Гуанчжоу – это… Ну, как вам объяснить? Что я знал про него до поездки – что это торгово-промышленный город и центр глобального производства. Соответственно ожидания были приблизительно такие же: в центре идет пешеходная улица, которая в обе стороны упирается в глухие серые фабричные стены.
Как бы не так. Ожидая фабрично-тоталитарный город, словно намаршированный из вселенной «Пинк флойд», я получил «Пятый элемент» со свисающими со сверкающих небоскребов живыми садами!
![]() |
Заботливо укрытая стеклом кладка дороги, которой 700 лет. Фото автора |
Смотровая площадка Canton Tower в Гуанчжоу. Будучи опытным путешественником, поднялся на башню в предзакатные часы, и крупные мурашки побежали по телу. Элегантный, словно специально нарисованный кистью изгиб реки, утканный пунктиром небоскребов – огромный город утопает в лучах драматического заката… Вид просто на миллион.
Раньше, чтобы подчеркнуть циклопические размеры чего бы то ни было, я использовал слово «космодром». Теперь и впредь я буду использовать словосочетание «китайский вокзал». Сижу в кафе на вокзале в ожидании поезда в Гонконг. Это реально транспортный хаб, размер здания такой, что мои юношеские ворота-в-Москву – Киевский вокзал – можно поставить раз 30 плечом к плечу, да еще пять Савеловских поместится. Этот вокзал – визуализация масштаба тех изменений, которые тихой сапой произошли в Китае за последние четверть века.
![]() |
Контрасты: километр от центра, и парикмахер стрижет клиента прямо на улице… Фото автора |
Пока мы все почивали на лаврах, уверенные, что состояние «бедный родственник» сохранится навсегда, реальность показала другое. Потому что в подвалах по всему Китаю безымянные солдаты экономической революции тюкали на своих верстачках и варили микросхемки победы, из которых сложился тот гигантский и полный сил дракон, который мы видим сейчас.
Континентальный Китай демонстрирует прилежность в обучении, фантастически преобразившись за какие-то два десятка лет, что в исторической перспективе – просто вчера. Ну что, французы, голландцы и прочие чехи, – что вы чувствуете, когда видите мощь азиатского дракона? Конечно, Вьетнам пока выглядит пальмово-провинциально, в Таиланде все делается из веток и скотча, но Китай – это визуализация наступившего будущего.
Он поражает и потрясает, в том числе своими контрастами. Стоит отъехать от делового центра на километр – и глазу предстает нищета невероятная: на крюках висят убитые утки (прямо какая-то уточная пыточная!), парикмахер, пристроив тусклое зеркало на ствол дерева, прямо на улице стрижет клиента…
![]() |
Фото автора |
Китай, как никто, умеет играть вдолгую. Только что шел по пешеходной Пекинской улице и там в двух местах, заботливо укрытая стеклом, покоится кладка дороги, которой 700 лет. 700 лет назад здесь уже шли повозки, груженные товаром. Да наверняка и раньше они шли…
Без умения мыслить глобально на три, пять, десять шагов вперед страна обречена ремонтировать свои дома с помощью веток и скотча. «Мы сделали шаг вперед. У нас теперь особо прочный скотч». Извините, если кого-то расстрою, но это не тот вектор. Постройте хорошие школы, затем хорошие вузы – и вырастет поколение людей, которое, в свою очередь, вырастит следующее поколение, которое будет смотреть вверх не просто в небо, а в космос. И запускать спутники.
Как раз этим Китай усиленно занимается – растит умных и вежливых китайцев, а они продолжат строить дороги, которым когда-нибудь исполнится семь сотен лет.