Молекулярный генетик Анна Козлова и директор «Института книги» Александр Гаврилов на носу байкальского буксира. Фото Алисы Ганиевой
Весной, а именно в мае, как-то особенно хочется встречаться. И литераторы тут – не исключение. И не только в Москве, где и так-то событий немало, а в мае – какое-то невероятное количество, но и в других городах. Вот и мы, абсолютно не сговариваясь, разъехались в разные концы, не побоимся такого масштабного топонима, Евразии. И спешим поделиться впечатлениями…
К примеру, в Иркутске только что закончился Первый международный книжный фестиваль. То, что первый, очень символично: как раз в год 80-летия Вампилова и Распутина. Организовали его три бородача. Издатель, публицист, учредитель культового московского книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов, литературный критик и с недавнего времени главный редактор проекта о книгах и чтении «Горький» Константин Мильчин и легендарный книготорговец Михаил Фаустов (слышали бы вы, как они втроем замечательно исполняют песню «Достоевский, Гоголь и Пришвин/ На природу погулять вышли»).
На ярмарку съехалось около 90 издательств из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Бурятии, Новосибирска, Перми и т.д. Книги были жадно сметены иркутянами в первые же часы, и некоторым пришлось скрести по сусекам в книжных магазинах, чтобы заполнить опустевшие лотки. Зона действа для начала была маленькой (фестиваль пока что новорожденный) – Дворец спорта, сцена с парой шатров на площади перед ним и ТЮЗ через дорогу. За три дня на этих площадках выступили полсотни литераторов и литдеятелей из Германии (Михаэль Кумпфмюллер), Израиля (Яна Агмон), Польши (Пётр Соха) и т.д. А из России всех и не перечислишь: Василий Авченко, Николай Александров, Дмитрий Воденников, Александр Гаврилов, Александр Григоренко, Лев Данилкин, Шамиль Идиатуллин, Вера Мильчина, Сергей Носов, Роман Сенчин, Александр Снегирев, Лев Оборин, Владислав Отрошенко, Андрей Рубанов, Галина Юзефович… А еще гремели издательские круглые столы (один из них корифей издательского дела, бывший гендир «Амфоры», «Северо-запада» и пр. Олег Седов умудрился провести даже после закрытия ярмарки, на берегу Байкала). Работала детская площадка с мастер-классами от детских издательств. Приехавшие актеры МХТ ежедневно читали отрывки из текстов авторов-участников. Писатель Отрошенко и координатор
Наталья Янкович скромно потупила взгляд, ведь премия «Старт» – это ее первая литературная награда. Фото Татьяны Сергеевой |
проектов музея-усальбы «Ясная Поляна» Юлия Вронская рассказали о новом формате премии «Ясная Поляна». А еще в программе активно участвовали местные – поэты и прозаики области и шире – всей Сибири. К примеру, иркутский поэт и издатель Артем Морс.
Когда погасли огни ярмарки, пропахшие сигом и омулем писатели отправились на Байкал – пить озерную воду, рассекать на буксирах, бурно спорить о литературе и печально глядеть на снежные шапки бурятских гор, виднеющиеся на противоположном берегу, на расстоянии 40 км. Посетили мемориал Вампилова. Некоторые рискнули даже окунуться в ледяную воду и выжили. Словом, фестиваль удался. Во время закрытия, кстати, заодно объявили победителей конкурса на создание модельной библиотеки в рамках программы «Пространство библио-Сибирь», раздали гранты на суммы до пяти миллионов рублей.
А в Екатеринбурге в это же время проходил фестиваль фантастики «Аэлита». И некоторым, кстати, это оказалось на руку. Так, Роман Сенчин успел выступить в Екатеринбурге с докладом «Насколько должна быть реалистична фантастика» и перебраться в Иркутск. «Аэлита» – это самый старый из существующих в России фестивалей фантастики и, пожалуй, один из старейших литературных фестивалей вообще. Впервые его организовал в 1981 году тогдашний редактор журнала «Уральский следопыт» Виталий Бугров. Его поддержал уральский библиограф Игорь Халымбаджа. Первыми лауреатами «Аэлиты» – приза, одноименного фестивалю, стали братья Стругацкие и Александр Казанцев. За последующие годы его лауреатами становились Кир Булычев, Владислав Крапивин, Сергей Лукьяненко, Север Гансовский, Геннадий Прашкевич, Вадим Шефнер, Евгений Лукин, Вячеслав Рыбаков, Ольга Ларионова, Евгений Войскунский и другие популярные авторы. В 1989 году к главной премии добавилась ее «младшая сестра» – «Старт», вручаемый за лучшую дебютную книгу молодого автора, вышедшую в прошедшем году. Ее в свое время получали, к примеру, упомянутые выше Лукьяненко и Рыбаков, позднее удостоенные и главной награды… В 1989 году Виталия Бугрова не стало, и «Аэлита» два года не проводилась. Но позже эстафету подхватила новая команда, а в честь Виталия Ивановича была учреждена мемориальная Премия им. И.В.Бугрова – она вручается с 1997 года «за выдающуюся редакторскую, составительскую, организаторскую, просветительскую, библиографическую, литературоведческую и критическую работу в области фантастики». И в этом году прошел уже XXXIV международный фестиваль фантастики «Аэлита». Сейчас ее главный организатор – писатель и издатель Борис Долинго.
В этом году «Аэлиту» посетили москвичи Александр Гриценко и Иван Белогорохов, уже дважды финалист премии «Нонконформизм» Саша Кругосветов из Санкт-Петербурга, Валерий Гаевский и Юлиана Орлова из Феодосии. Главную награду получил автор юмористической фэнтези Андрей Белянин из Астрахани, «Старт» увезла в Москву Наталья Янкович (рецензию на ее дебютную книгу см. в «НГ-EL» от 27.04.17), ну а Премия им. В.И.Бугрова досталась одному из авторов этой статьи, заместителю ответственного редактора «НГ-EL» Андрею Щербаку-Жукову. Так что съездил он не зря, вот только искупаться не удалось, хоть и была речка Исеть, но она в городе вся одета в гранит…
Андрей Родионов читает стихи ученым-филологам. Фото Екатерины Богдановой |
А вот в Латвии, в городе Даугавпилсе, в то же самое время проходила международная научная конференция «XXII Славянские чтения», ежегодно собирающая филологов для обмена опытом в области изучения русского языка и литературы. Конференцию проводила Кафедра русистики и славистики Даугавпилсского университета, на нее съехались ученые из Латвии и России, Беларуси и Украины, Литвы и Эстонии, Польши, Чехии, Словакии, Бельгии, Италии, Великобритании и США. Назовем лишь некоторые из докладов, вошедших в программу форума: «Жаргонная лексика, используемая в русском политическом дискурсе» (Роберт Шимуля; Белосток, Польша), «Парадоксы репутации В. Хлебникова как теоретическая проблема» (Юрий Орлицкий; Москва, Россия), «Анна Ахматова и литовская поэзия» (Алена-София Ивинская; Вильнюс, Литва), «Ритм, движение, кадр в поэме Людмилы Петрушевской «Карамзин» (Халина Вашкелевич; Краков, Польша).
Помимо сугубо научных секций «Актуальные проблемы славистики и русистики (теоретический аспект)» и «Русский язык, литература и культура в иноязычном пространстве (прагматический аспект)» там работала и мастерская поэтического творчества «Новая русская поэзия начала ХХI века». Это была не столько мастерская, сколько нахрапистый московский поэтический десант. Впервые за более чем 20 лет в устоявшийся формат узкоспециализированной дискуссии в пределах конференц-зала в мероприятие был внесен элемент новизны: привычный академизм профессорско-докторского состава участников чтений вступил во взаимодействие с московским стилем литераторов, привлеченных к мероприятию силами проекта по обучению русскому языку Learn Russian in the European Union. Результатом явилась живая и необычная атмосфера вечера, где поэты Андрей Родионов, Всеволод Емелин, Амарсана Улзытуев и, не будем скрывать, двое из авторов этих строк, на разные лады и манеры читали стихи, а журналист и кинокритик Екатерина Троепольская представила работы победителей фестиваля видеопоэзии «Пятая нога». В конце вечера необычную видеотеатрально-поэтическую композицию показала рижская текст-группа «Орбита».
Организаторы сначала немного боялись за филологов, сомневались: выдержат ли они наглый поэтический напор русских стихотворцев? Ведь, хотя поэты и старались выбрать стихи поприличнее и поакадемичнее, они все равно стенали, роптали, выли и завывали. А Амарсана Улзытуев, разумеется, еще и шаманил. Оказалось: ничего страшного. А что им, этим ученым? Они люди с устойчивой психикой, вкусом и самоиронией.
Кроме того, в программу московского поэтического десанта в Латвию вошли выступления в Даугавпилсском русском лицее и Латгальской центральной библиотеке, интервью латвийским СМИ, экскурсии по Даугавпилсу и Риге и открытие купального сезона в Балтийском море – благо в Латвии, в отличие от московских широт, лето уже началось.
Да, и в Иркутске с Екатеринбургом в эти дни было гораздо теплее, чем в нашей столице. Может быть, если каждый из нас захватил из своей поездки немного иногороднего тепла, то и в Москве вскорости потеплеет? Или не потеплеет?
Иркутск–Екатеринбург–Даугавпилс (Латвия) – Москва