Главный организатор конференции Дмитрий Володихин принимает гостей.
«Басткон» в этом году вышел довольно камерный… Увы, судя по всему, его участь разделят большинство независимых литературных фестивалей, слетов и конвентов, те, у которых нет спонсоров и грантов (или их вклад не является определяющим), а участники сами платят за проживание и участие.
«Басткон» – это литературно-практическая конференция, которую проводит московская литературно-философская группа «Бастион». Это весьма своеобразный союз академических ученых-историков и беллетристов. Ядро его составляют историки и по совместительству прозаики Дмитрий Володихин и Ольга Елисеева, прозаик Эдуард Геворкян, критик и историк Сергей Алексеев. С 2001 года они стали проводить официальные конференции, в целом же организация в этом году отмечает 20-летие.
Нет ли парадокса в подобном союзе? Ведь историки углублены в прошлое, а фантасты часто обращены в будущее, историки оперируют фактами, писатели в основном опираются на свою фантазию… «Мне кажется, тут нет никакого противоречия, – утверждает главный организатор «Басткона» Дмитрий Володихин. – Да, на «Бастконе» всегда был сильным «исторический блок», всегда были семинары и доклады историков, а не только фантастов. Но это же естественно: в фантастике, помимо чисто развлекательного момента, всегда была сильна линия размышлений о будущем состоянии общества и человека, всегда были сильна тяга к утопиям и антиутопиям. Но как можно пускаться в рассуждения о грядущем, не зная прошлого? Так что если нельзя соединить историка и фантаста в одном флаконе, то полезно хотя бы организовать своего рода исторический
Прозаик Дмитрий Казаков получил больше всех призов, а ему их еще везти в Нижний Новгород. |
ликбез для фантастов. Что и происходит на «Бастконе».
Конференция прошла в пансионате «Подмосковье», что в поселке с весьма необычным названием. Обычно в словах и топонимах русского языка только безударное «о» произносится как «а», а тут название населенного пункта, которое на карте значится как Поведники, местным населением четко произносится как ПАведники… Видимо, в этом еще должны разобраться историки. Или фантасты…
Литературно-философскую группу «Бастион» объединяет интерес к теме империи, и закономерно главной темой прошедшего «Басткона» стала тема монархии. Уже на открытии прозвучало два доклада. Критик Глеб Елисеев выступил с сообщением «Идея сверхдержавы в фантастике». Он обстоятельно проанализировал историю обращений к этой теме в англо-саксонской и русской литературе. И обратил внимание на принципиальные различия. Что такое сверхдержава в фантастической литературе? Это государство, охватывающее всю планету. С кем она может взаимодействовать? С иными цивилизациями. Так вот, в английской и американской фантастике, как правило, сверхдержава осуществляет экспансию на другие населенные планеты по принципу «стань таким, как мы, или умри». В русской фантастике со времен братьев Стругацких сложились другие традиции. В цикле повестей, который называют «Мир полдня», Земля – классическая сверхдержава. Но она мирно сосуществует с менее развитыми цивилизациями: не только не подавляет их, не угнетает, но спорным является даже вопрос «прогрессорства», то есть помощи в развитии. Даже если это принимает такие трагические формы, как в повести «Обитаемый остров», не так давно ставшей еще и фильмом… Не трудно заметить, что в фантастической литературе отразились исторические факты – примерно так же происходило расширение
На балу старинных платьев Елизавета Дворецкая представила наряд древней славянки, а Татьяна Минасян – испанской простолюдинки... |
Британской и Российской империй. Индейцев жестоко уничтожили, а народности Русского Севера только обложили ясаком, то есть данью.
Критик и редактор Ольга Трофимова из Санкт-Петербурга в докладе «Русская монархия: будущее» заметила, что слово «монархия» означает всего лишь «единовластие» и вовсе не подразумевает, что монархическое государство должно быть большим. Она определила три формы монархии, известные по истории и художественной литературе: белую монархию, красную монархию и либеральную монархию… После чего она взялась за пересказ дискуссии, которая развязалась на просторах Интернета между писателями Еленой Чудиновой и Вячеславом Рыбаковым…
Да, «Басткон» известен как собрание людей консервативно мыслящих, сторонников Империи с большой буквы, Традиции также с большой буквы. Как это сочетается с вольным духом фантастики?
«Да, довольно долго для нашей фантастики характерным было левое умонастроение или же лево-либеральное, – поясняет Володихин. – Мне кажется, у нас было даже целое поколение фантастов-анархистов, которые несли в своих душах мировидение «хуторянина» – то есть не только стремление к полной и ничем не ограниченной вольности по части творчества, но и вызов всем «высоким зданиям» культуры, социума и тем более политики: вы, мол, пафосные люди, сами по себе, а я уж как-нибудь сам по себе, авось проживу, даст Бог, на своем хуторе, только вы туда не суйтесь. Но сейчас на дворе совсем другое время. «Хуторян» не тронули, просто они как-то сами собой оказались на втором плане. В писателях разных возрастов, столичных и региональных, православных и не очень, проснулась тяга к имперским стягам, овеянным пороховым дымом, коронационным венцам, храмам на космодромах, правде батальонов, идущих на смерть ради победы, и еще к эстетике линкоров – океанских и космических. Такие вещи невозможно купить никакими деньгами, никакими должностями. Такие вещи живут в душах людей, притом либо в состоянии дремы, либо в «активном режиме».
В доказательство своих утверждений Володихин приводит истории нескольких весьма «проимперских» литературных конкурсов, проведенных под эгидой «Бастиона» и представленных на «Бастконе». Два года назад был учрежден конкурс «Российская империя 2.0». Название, что называется, говорящее, возможно, поэтому сборник оказался весьма популярным. После чего Володихин вместе с прозаиком Сергеем Чекмаевым затеяли продолжение. Сборник «Русский фронтир» про Российскую империю будущего в состоянии расцвета был презентован на конференции в этом году. В обеих книгах приняли участие не только «люди из глубинки», но и довольно известные писатели: Роман Злотников, Олег Дивов, Вадим Панов. Финал третьего конкурса – «День коронации», о восстановлении монархии, прошел на «Бастконе-2018». Среди его лауреатов Наталья Иртенина, Далия Трускиновская, Дмитрий Федотов… По его результатам также готовится сборник.
...А победила по результатам голосования Юлия Каштанова. Фото Татьяны Беспаловой |
На конференции прошли семинары Далии Трускиновской «Как нарисовать в романе Российскую империю будущего и что для этого можно взять из истории Российской империи прошлого» и Ольги Елисеевой «История и литература». Прозвучали доклады Александра Музафарова «Авиация Российской империи» и Иннары Гусейновой «Русский ретродетектив в ореоле мифов и мистики». Прошли дискуссии «Империя ближнего прицела: какой она будет?» и «Бегущий по лезвию – 2049»: репликанты будут ловить людей?»
Музыкальная программа «Басткона» также была весьма оригинальна. Прошел концерт композитора и писательницы Анны Ветлугиной. Она частый гость на литературно-практических конференциях и участник многих сборников «Бастиона», при этом она пишет музыку в средневековом стиле, оперы, композиции, стилизованные под фольклор. Феерическим представлением стала ее кантата «Видения Богородицы у Креста» в исполнении детского хора «Кантилена» и солиста Дмитрия Максименко. Девочки в белых платьях, заполнившие всю сцену, пели по-латыни ангельскими голосами. Потом прозвучал ряд песен на французском и русском языках.
Ну и, наконец, о наградах. «Меч Бастиона» получил Сергей Сизарев. Голосование по премии «Чаша Бастиона» показало такие результаты: 1-е место у Дмитрия Казакова с рассказом «Фасад»;
2-е у Григория Елисеева с повестью «Незначительные числа», а 3-е – у Юлианы Лебединской с рассказом «Ангел. Кот». Премия «Иван Калита» досталась Вадиму Панову за роман «Отражение». Премию имени Владимира Одоевского (за поддержание традиций интеллектуальной фантастики) вручили также Дмитрию Казакову, но уже за рассказ «Благое дело». Премию имени Афанасия Никитина получила Ольга Елисеева за роман «Покушение в Варшаве». «Карамзинский крест» вручили Вячеславу Бондаренко за книгу из серии «ЖЗЛ» «Легенды Белого дела», Владимиру Калашникову за цикл повестей о «Лиге выдающихся декадентов» и Станиславу Смирнову за составление и редактирование коллективной монографии «Политические репрессии в Нижегородской области (1917–1953 гг.)». Премию «Хронограф» получил Александр Музафаров за повесть «Главный приз».
И еще один необычный и невероятно красочный конкурс прошел в рамках «Басткона-2018» – конкурс прекрасных дам в старинных нарядах. Были представлены и русская древность, и испанское Средневековье. Первое место заняла Юлия Каштанова.
Так прошел интеллектуальный праздник единения истории и фантастики. А есть ли будущее и имперской идеи, решит будущее. Хотя участники группы «Бастион» в нее очень верят.
комментарии(0)