0
4928
Газета Главная тема Интернет-версия

12.04.2018 00:01:05

На Болотную площадь я приду умирать...

Празднование Всемирного дня поэзии в клубах Москвы

Тэги: поэзия, фестиваль, верлибр, москва, санктпетербург, юнеско


поэзия, фестиваль, верлибр, москва, санкт-петербург, юнеско Прозаик, поэт Анатолий Гаврилов, поэт Андрей Чемоданов и художник-перформер, поэт Герман Виноградов в Зверевском центре современного искусства.

Всемирный день поэзии, по версии ЮНЕСКО, как всегда, перерастает в России, и в частности в Москве, в «месячник поэзии». И на эту тему мы уже даже устали шутить. Потому что поэзия – это не шутки. «Месячник» всегда получается потому, что вместить все литературные вечера, проекты, выступления, презентации, фестивали в один день просто нереально. Кстати, напомним, что в Москве первый День поэзии прошел 21 марта 1999 года в Государственном литературном музее на Петровке. Его инициировало поэтическое объединение Добровольное общество охраны стрекоз (ДООС), в числе поэтов выступали Генрих Сапгир, Игорь Холин, Константин Кедров, Татьяна Щербина, Михаил Айзенберг. Что ж, прошло почти двадцать лет, и можно сказать, что традиции поэтического праздника успешно поддерживаются и неумолимо крепнут.

В этом году, по версии проекта «Культурная инициатива», «месячник поэзии» только в Москве включил в себя 55 мероприятий – а на самом деле их, конечно, состоялось (и еще состоится, месяц-то не закончился!) гораздо больше. И, между прочим, программа Всемирного дня поэзии дает возможность исследовать литературную карту Москвы, ее рабочие движки – клубы, центры, студии. На этот раз свою лепту в проведение Дня поэзии внесли клуб «Культурное дело», ДООС, LitClub «Личный взгляд», клуб «Стихотворный бегемот», клуб «Классики XXI века», Зверевский центр современного искусства, Российская государственная детская библиотека, литературный клуб «Современники-XXI», Литературный салон Андрея Коровина в Булгаковском доме, театр Et Cetera, клуб «Пунктум», «Крымский клуб», Центральный дом литераторов, XXV фестиваль свободного стиха, «Клуб литературного перформанса», литературный клуб «POETHEA» и др. Что называется, все флаги в гости к нам.

И вот что еще радует. То, что поэтические мероприятия не однообразны. Все норовят придумать что-нибудь эдакое, необычное, залихватское, а то и странное, метафизическое, трансцендентальное. Если начать с самого обычного, казалось бы – персональных чтений поэзии, то обратили на себя внимание, например, такие полярные вечера, как выступление Анны Логвиновой в кафе «Жан-Жак» и чтение там же, но в другой день 

Поэтесса Анна Логвинова на своем вечере в кафе «Жан-Жак».                                                                            	Фото автора
Поэтесса Анна Логвинова на своем вечере в кафе «Жан-Жак». Фото автора

Всеволода Емелина. Почему полярных? Ну, потому что – инь и ян, мужское и женское. Мягкая тонкая психологичная и парадоксальная, как бы домашняя и прикладная, на самом же деле внимательная и зоркая к самым животрепещущим точкам существования поэзия Анны привнесла в пространство кафе на Никитской ощущение лучащегося тепла, удивления и живости. Всеволод Емелин, наоборот, как это ему свойственно, накалил, намагнитил и зажег небольшой зал своими балладами, в которых смешались рефлексия в плане осознания личности поэта и вековая история страны, пафос и ирония, стеб и  исподволь вырывающаяся искренность: «Сил молчать нету больше,/ Время правду сказать,/ На Болотную площадь/ Я приду умирать./ И дыша перегаром,/ От Покровских ворот/ Я пройду по бульварам,/ Где страдает народ./ Мимо биокабинки,/Где упал, словно лист,/ От удара дубинки/ Молодой активист».

Но были и не просто вечера, но вечера с сюрпризом – с презентацией книг. В Зверевском центре современного искусства с веселым драйвом прошла презентация книги Дмитрия Плахова «Вымирание видов». Поэт в соответствии со своей концепцией выступал в компании прекрасных поэтесс. Критик Данила Давыдов в своей речи на презентации отметил, что поэзии Плахова свойственны маскулинность, ерничество, кокетство и провокативность, использование античных мифологем. На празднование «месячника» в Москву приехал казанский поэт Алексей Остудин, который в Литературном салоне Андрея Коровина презентовал свой солидный, в каком-то смысле итоговый сборник «Вишневый сайт». Отталкиваясь от корней слов, играя ими и их ассоциативными смыслами, поэт выворачивает речь, показывает таким образом вечные монотонность, тоску, абсурд и космос русской жизни: «Дверной гармошки пшикающий пресс/ попал под дых и вытолкнул любезно./ Вокруг не снег, заправский майонез –/ скользишь на полусогнутых к подъезду./ В подвале дома дышит Сырдарья,/ чугунный лифт живет в режиме авто./ По телеку, в шлепках от комарья,/ сосут зубную пасту космонавты./ И кажется, сто лет тебе под гимн/ прикуривать от газовой горелки,/ и клясться, что соседям дорогим/ по-прежнему свой в доску для разделки».

Еще одна разновидность мероприятий – групповые чтения разных издательств, литературных групп. Прошел, скажем, Третий международный фестиваль ДООС, на котором показали видеодайджест Всемирных дней поэзии, проведенных ДООСом в 2000–2017 годах. В том же Зверевском центре современного искусства художник и издатель Илья Китуп представил книги неординарных российских авторов – Германа Виноградова (который в первую очередь художник-перформер) «Злокозье» и Анатолия Гаврилова «С Новым годом». Концепт издательства – небольшие, как бы «сделанные на коленке» книжечки, которые делаются небольшими средствами. За эти средства мы получаем яркую сочную языковую заумь – гениальную стилизованную игру с названиями топонимов у Германа Виноградова и потрясающее отрывистое зрение в стихах и прозе Анатолия Гаврилова: он видит происходящее «странно» – одновременно с начала, конца и изнутри и одновременно подчеркивает необязательность, нелепость и важность происходящего. Пример других коллективных чтений – вечер группы «К-АМЕБА», название, которое сгенерировано из начальных букв фамилий участников – Инга Кузнецова, Максим Амелин, Вадим Муратханов, Ирина Ермакова, Дмитрий Бак, Анна Аркатова. Странность названия объясняется тем, что Инга Кузнецова примкнула к «АМЕБЕ» позже и, по ее меткому выражению, «представляет собой что-то вроде присоединившейся ложноножки». Чтения произвели интересное впечатление – при очевидной резкой разности поэтик (стилизованная архаика Амелина, созерцательность Муратханова, космически вибрирующая жилка Кузнецовой, ироничность и четкость Аркатовой, игровые эксперименты Бака) ощущалась некая духовная цельность, сплоченность круга, как если бы поэты были кусочками единой мозаики.

Не оставлена без внимания и история поэзии XX века. В театре Et Cetera, например, еще будет представлено в актерском исполнении творчество поэтов-шестидесятников. Анна Герасимова (Умка) и Сергей Соколовский на вечере «Поэты Вавилона» читали стихи ушедших друзей. А клуб «Стихотворный бегемот», который отличается изысканиями по части неподцензурной поэзии, провел два историософских вечера – «Рок: поэзия», посвященный Александру Башлачеву, а также «Группа Черткова: персоналии», посвященный поэту Галине Андреевой (1933–2016). Последняя работала стюардессой, переводчиком, редактором, а также в середине 50-х была хозяйкой «Монмартрской мансарды» – квартиры на Большой Бронной, где собиралась «Группа Черткова». В рассказах участника группы поэта Валентина Хромова, а также родственников и друзей, на старых черно-белых фотографиях оживал изнаночный пласт русской поэзии, диаметрально противоположный романтике и пафосу шестидесятнического мейнстрима.

Было бы скучно, конечно, без игрового элемента, который привносит, например, проект «Культурная инициатива». Открыл программу Дня поэзии вечер «День выборов», состоявшийся как раз в день выборов президента РФ. На вечере, где читали Николай Байтов, Ирина Котова, Света Литвак, Григорий Петухов, Игорь Сид, Алексей Сосна, Владимир Тучков, Юрий Угольников, Аркадий Штыпель, по итогам зрительского голосования был выбран президент поэтической России – поэт Андрей Чемоданов. Провели также и традиционное веселое сумасшедшее действо «Литературное караоке» (участвовали Николай Байтов, Александр Курбатов, Света Литвак, Лиза Неклесса, Юрий Угольников и др.) – раскрепощающие спевки, когда поэты накладывают тексты известных стихов на известные же мелодии. Неожиданный эффект, когда стихотворение Пастернака «Гамлет» поют на мелодию песни «Катюша», помогает размыть стилевые и ритмические границы и выявить качественно новые формы бытования поэзии. Между прочим, завершится «месячник поэзии» еще одним замечательным игровым мероприятием – церемонией вручения игровой поэтической премии «Живая вода», на которой жюри выявляет лауреатов по размеру вбрасываемых за них зрителями денежных сумм. В общем, будет еще масса интересного.

Анонсы читайте в рубрике «Литературная жизнь».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
578
Озер лазурные равнины

Озер лазурные равнины

Сергей Каратов

Прогулки по Пушкиногорью: беседкам, гротам и прудам всех трех поместий братьев Ганнибал

0
835
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
833
У нас

У нас

0
809

Другие новости