Предпенсионер Емелин читает стих из книги «Эхо инвалидов». Фото Екатерины Богдановой
Свершилось. Поэту, лауреату премии «НГ» «Нонконформизм-2013» Всеволоду Емелину исполнилось 60 лет. Поэт стал своим персонажем, тем самым предпенсионером, о котором он так много в последнее время писал. Помните же?
…Когда в «Пятерочку» идет
За водкой предпенсионер.
(…)
Вокруг ликующие лица
Вокруг бескрайние просторы
И вертикаль длиннее шпица
У Солсберецкого собора.
(…)
Он знает, что на прежнем
месте
Внизу, где надо нагибаться
Напитки крепкие по двести
Его надежное лекарство
Стоят подобно гренадерам
Последней радостью для глаза
И спирт в них с сахарным
раствором,
Чтоб не сблевать
как выпьешь, сразу.
(…)
Он этой водкою дешевой
Запьет в осенний вечер
длинный
По телевизору ток-шоу
Про Сирию и Украину.
Еще задорным комсомольцем
Он противостоял Европам
И щедро помогал ангольцам
И разным прочим эфиопам.
Тогда и пенсии давали
Хотя снабженье было хуже
И вот на том же карнавале
Он исполняет роль все ту же.
(…)
Но если кто-нибудь отчет
С меня спросить посмеет
где-то:
«Зачем ты прожил, идиот?»
Я, как и Русь, не дам ответа.
Или это:
…В гробике из тоненькой
фанеры
Опасаясь, что в любой
момент он треснет
Хоронили предпенсионера
Так и не дожившего до пенсии.
(…)
Весь свой век он посвятил
химерам
Верил он глазам начальства
честным
Комсомольцем был и пионером
И ходил на акции протеста.
Медленно стекают на канун
Слезы стеариновых огарков
Где в тайге в болотах он тонул
Там качают нефть
для олигархов.
(…)
Под глазами черные мешки,
В предвкушении близкого
застолия
Тяжело дыша его дружки
Гроб вносили в двери
крематория.
Ни любви в них не было,
ни веры
Ни надежд на то,
что он воскреснет
Хоронили предпенсионеры
Друга, не дожившего
до пенсии.
(…)
Скрюченные все, едва живые
И по жизни чисто не правы
Бурно расцветающей России
Молодые требуются львы.
Львы, орлы, олени, куропатки
Гуси, рыбы, звезды, пауки,
Чтобы класть врагов
на все лопатки,
А не выть на месяц от тоски.
Но в свой срок состарятся
олени
Куропатки, гуси, львы и рыбы
Заскрипят усталые колени
Станут мысли тяжкими
как глыбы.
В час, когда закончатся
все силы
Сложат никому
не нужный прах
В мелкие дешевые могилы
В пластиковых урнах и гробах.
И тогда узнают куропатки,
Львы, орлы, олени и мужчины,
Что они не больше
чем прокладки
У великой Родины – вагины.
И вот оно – счастье – Всеволод Емелин стал этим самым предпенсионером. 60 лет. Мы поздравляем большого русского поэта и, чем мы все трое гордимся, нашего товарища.
С коллегой-поэтом Аркадием Штыпелем. Фото Елены Семеновой |
И кого вы, мсье Всеволод, пытаетесь обмануть, если ваши стихи выдают все? Из-под намеренно неряшливого письма – раздолбайских рифм, не умещающихся в размер строк, похожих на пыльные волочащиеся брючины джинсов, из-под якобы паясничанья, шутовства и стеба (а что это, кстати, как не примета настоящей народности поэзии?), как риза из-под старой засаленной робы, выбивается тончайшее мастерство то прозрачных, то закамуфлированных пародий, стилизаций, тонкого эээ… подтрунивания, и чаще даже не над сильными мира сего, а над самим миром и вселенной, которые слишком малы для поэта, слишком просты. Изящная (хотя по форме грубая) возможность довести всех до припадков гомерического хохота. Но чтобы потом спустя время, очнувшись, они потрясли головой и допетрили – да ведь это он нас изобразил: с нашим умом и наивностью, с нашей душой и талантом, с демагогией и дешевым патриотизмом, с пьянством напропалую и душой навыкат, с вечными фигами в кармане и вошью на аркане. И из сложнейшей интонации стихов Всеволода Емелина, где часто дается пародия, а затем, как в матрешке, эта же пародия сама подвергается осмеянию и получается как бы эффект «минус на минус равно плюс», где-то между строчек и даже букв, как молния, просверкивает то, что, побудем пафосны, зовется «жечь глаголом». Побудем, кстати уж, тогда еще и нескромны и приведем здесь свои посвящения Емелину. Итак, Елена Семенова. Кстати, она, когда сочиняла это стихотворение, имела в виду Всеволода, но не была до конца в этом уверена. И назвала стихи просто – «Антигерой». А теперь – уверена точно:
А в глазах твоих забытых,
Перекошенных и мокрых,
Словно дождь, буравит сито
И язвится скользкий потрох
В них, как будто
в трудных родах,
Все некстати и невпродых –
Вырастает столп проклятий
И искрит на электродах.
Кто же ты, о, смерд текучий,
Раб замшелый и ледащий,
Впопыхах, на злом и жгучем
В тоне бреда говорящий?
Кто же ты, червем во гробе
В застарелой жесткой робе,
Весь в коросте и мольбе?
Да поэт ты Божьей дланью!
И познав твои камланья,
На могучем изрыганья,
Не смогу в яви и втайне
И в онлайне, и офлайне
За делами, за трудами
Я не помнить о тебе.
Теперь Евгений Лесин. Он-то точно был уверен, что сочиняет про Емелина.
Ох, не надо бы вновь
про политику.
И не будем. А лучше нальем.
Да и что нам ответить
на критику,
Если критика только с дубьем?
Говорить нам давно уж
не велено.
Можно строем и в ногу
молчать.
Вот и я поздравляю Емелина,
Хоть и все тут невесело,
глядь.
Погляди, надрываются,
сволочи.
Телевизор аж воет: убью.
Наплевать, подтяну
свои помочи
И за многая лета налью.
А Андрей Щербак-Жуков тем более… Он вспомнил эссе Емелина о Владимире Маяковском, с которым его часто сравнивают за силу политической сатиры, и написал эти три четверостишья прямо сейчас, пока остальные писали статью:
Сели многие на мели,
Потеряли вкус и стыд,
Только Всеволод Емели
Буревестником парит.
Толстый пингвин
робко прячет,
У гагары жалкий вид,
А Емели стих горячий
Нам со сцены говорит.
Не писал стихов я датских
И себе не верен здесь…
С днем рождения! По-братски!
Птицы есть, Емелин есть!
Кстати, о персонажах. В 69-й, кажется, серии сериала «Однажды в милиции» есть персонаж: поэт Емелин. Персонаж, повторяем. Поэт по фамилии Емелин. Не совсем, может, похож на оригинал. Моложе уж точно. Потому что – школьник. Пишет на учителей и товарищей ругательные стихи. Стихотворные фельетоны, так сказать. А в милицию его привели – сейчас и не вспомнить за что. То ли побил кого, то ли начальство в стихах обидел. Ну, ясно, короче: поэт Емелин. Сценарист явно разбирается в современной культуре и искусстве, может, даже соцсети читает.
Емелинские слова давно народны. Но вот пошел в народ и он сам. Как былинный богатырь, как один орел, который Сталин, а другой, который сокол Каганович. Или наоборот, двуглавым орлом – не важно.
Когда про тебя снимают кино, когда ты – персонаж, персонаж, олицетворяющий гражданскую лирику…
Да, хочется плакать.
То, что персонаж – ребенок, тоже понятно. Поэты, говорил один польский ученый, как дети: сидя за письменным столом, не достают до земли ногами.
Так приходит слава мирская.
Мы, разумеется, о кино и той роли, которую в кино играет Емелин. И еще. Очень хорошо, что есть люди, завидовать которым не стыдно. Завидовать которым – легко и приятно. Таков поэт Емелин. Неистовый предпенсионер.
комментарии(0)