Юлия Русина. Самиздат в СССР: тексты и судьбы.– СПб.: Алетейя; Екатеринбург: изд‑во Урал. ун‑та, 2019. – 204 с.
|
Автор книги, написано на последней странице обложки, «кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Уральского федерального университета. В сфере ее научных интересов – также история диссидентского движения и феномен инакомыслия в СССР». Кроме того, как указано в аннотации, в книге Юлии Русиной, «значительное внимание уделено провинциальной студенческой литературной и публицистической самодеятельной периодике, до последнего времени не введенной в практику научного осмысления». Среди последней упоминается, в частности, «Боевой орган комсомольской сатиры» (БОКС) – стенгазета Уральского политехнического института второй половины 1950‑х годов. В конце издания в качестве одного из приложений приводятся некоторые изошутки БОКСа. Что касается других приложений, то мы можем прочитать «Не могу молчать! » Петра Григоренко, «Последнее слово подсудимого Буковского» и др.
А начинается все, разумеется, с поэта Николая Глазкова: «В 1944 г. он начал выпускать самодельные книжки, вначале рукописные, а позже напечатанные на машинке, подписанные «самсебяиздат» по аналогии с «госиздатом». По мнению Александра Даниэля, звучание слова «самиздат» носило оттенок самоиронии, которая сопровождала оппозиционные настроения до конца 1960‑х годов и была непременным условием свободомыслия в закрытом обществе». Впрочем, «среди сотрудников Радио «Свобода» было распространено мнение, что первым самиздатским документом, поступившим на RFI/RL (радиостанции «Свобода» – «Свободная Европа» (Radio Free Europe / Radio Liberty). – Е.Л. ), была речь Н.С. Хрущева о культе личности Сталина на закрытом заседании ХХ съезда КПСС». Трагикомедия, фарс, иначе не скажешь. Хотя, считает исследователь, «на самом деле лишь в 1960‑е годы самиздат стал серьезным фактором общественной жизни, когда процесс Синявского‑Даниэля в феврале 1966 года вызвал волну протеста в СССР, а вслед за ней – организационное оформление инакомыслия в правозащитное движение и развитие политического самиздата».
С дела Андрея Синявского Фото 1975 года. Федеральный архив Голландии
|
«Эрика» берет четыре копии,
Вот и все!
А этого достаточно…
Многие, наверное, с нежностью вспоминают свою первую печатную машинку. Мощнейшее оружие советской и антисоветской интеллигенции. Да, правозащитников обзывали антисоветчиками, сажали за «антисоветскую агитацию и пропаганду», сами же они чаще всего антисоветчиками себя не считали. Да и не были. Тот же Галич был советским сатириком, и мне кажется, что он искренне не понимал, за что его так не любит советская власть. Он не клеветал, не осквернял, он любил советскую родину и хотел ее сделать лучше. Родина, увы, не всегда прощает искреннюю и настоящую любовь к ней: «В связи с политическим процессом Синявского‑Даниэля и общественным резонансом вокруг него широкую известность получило открытое письмо Лидии
… и Юлия Даниэля самиздат стал серьезным фактором общественной жизни. Фото с сайта www.svoboda.org |
Картина видится поистине дантовская. Сидят аморальные отщепенцы и люто, бешено ненавидят все советское. Делать им, что ли, больше нечего? По сути, перед нами еще один пример расчеловечивания тех, кого считают врагами. Ничего хорошего из такой практики получиться не может.
Но самиздат неистребим. И тут не могу не согласиться с автором: «Интересно отметить, что одно и то же художественное произведение могло пройти путь от самиздатской литературы до официального издания, например роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол». Или, наоборот, от публикации в толстом советском литературно‑художественном журнале до подпольного распространения в самиздате (рассказы А.И. Солженицына)».
|
СССР казался вечным. Фото Владимира Захарина |
Юлия Русина в основном рассматривает политический, публицистический самиздат. От знаменитой «Хроники текущих событий» и, например, «Вече» до малоизвестных и совсем не известных журналов. Плюс открытые письма, сборники документов etc.
Интересен, хотя и жутковат, но все равно отчасти забавен такой эпизод: «В. Чалидзе подверг анализу вопрос «дискриминации в советском праве»… Здесь автор поднимает такие темы, как «классовость морали» и интерес законодательства к
То ли корова, то ли карта мира. Иллюстрация из книги |
Хотя к самиздату дуэли, полагаю, мало относятся.
В конце книги приведена «Краткая библиография по истории советского самиздата».
комментарии(0)