Организаторы фестиваля Владимир и Елена Софиенко. Фото Любови Евсюковой |
Есть своя уникальная особенность и у фестиваля «Петроглиф». Он проходил уже девять раз, причем каждый раз в новом месте Карелии. И не в крупном городе, а в селе или даже заброшенной деревне со столетними бревенчатыми избами, в которых подчас селятся писатели. Таким образом, литературная составляющая сочетается с фольклорной и исторической, а также с туристической – некоторые из экономии живут прямо в палатках.
Из девяти фестивалей я был на трех. Один из них проходил на берегу Онежского озера, в гостях у польского писателя-краеведа Мариуша Вилька, влюбившегося не только в девушку из Петрозаводска, но и во всю карельскую природу, и переехавшего из Польши в русскую глубинку. Второй раз мы жили в деревне с романтическим название Нюхча, стоящей на берегу одноименной реки…
На этот раз путешествие началось в деревне Корза, находящейся в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского района Карелии. Несколько лет назад организаторы «Петроглифа», писатель Владимир Софиенко и его супруга Елена со своими четырьмя детьми сменили квартиру в Петрозаводске на исторический дом в этом заповедном месте. Попарившись в такой же исторической (не моложе 100 лет!) карельской бане, мы перебрались в село Вешкелица, где, собственно, и проходили все мероприятия фестиваля. Это уже не заброшенная деревня, а районный центр; в нем, кроме столетних изб, есть, как их там называют, «комфортабельные дома» – они напоминают наши хрущевки, только двухэтажные. Вешкелицу окружает 14 озер, в двух из них мне удалось искупаться.
Мастер-класс по выпеканию калиток. Фото автора |
Простите, отвлекся, не удержался… Добавлю только, несмотря на то что все места, где проходил «Петроглиф», такие разные, в каждом местные жители показывали сосну, под которой сидел Элиас Лённрот и собирал из разрозненных карельских рун единый эпос «Калевала»… Все, возвращаюсь к собственно литературной программе.
Первый день фестиваля почти полностью был посвящен жизни и творчеству русского советского писателя, знатока Севера Дмитрия Балашова. Доклады о нем прочитали прозаик Александр Евсюков, филолог Александр Петров, ответственный редактор журнала «Роман-газета» Елена Русакова. Завершился день круглым столом.
Сквозной темой фестиваля стала тема сказки, как авторской, так и фольклорной. Прозвучало несколько докладов, большой интерес вызвало выступление дебютанта фестиваля, писателя Владимира Голубева (см. интервью с ним в «НГ-EL» от 02.06.2022), которое было озаглавлено «Долг платежом красен, или Современная литературная сказка в долгу перед культурами народов Севера». Он заметил: «Сказка как вид народного эпического творчества жила не только в традиционном, естественном бытовании или существовала в виде текстов, фиксирующих устную традицию, но и входила в русскую литературу на равных правах – в виде литературной сказки». Подводя итоги, Голубев признался: «Собрались под одной крышей единомышленники, и, как мне видится, каждый для себя выискал что-то новое и интересное. Это было время новых знакомств с живописными местами, интересных бесед и раздумий, мои «батарейки» зарядились в Карелии, буду надеяться, до следующего года».
Евгений Обухов и Сергей Леонтьев на фоне большого карельского камня. Фото автора |
Конечно, в большом количестве звучали стихи. Так, поэтическую книгу «Босая Жемчужина» представила карельская поэтесса и педагог, специалист по работе с детьми Вера Линькова: «Червь с ладони моей спрыгнул,/ Стал высоким и стройным./ Что-то вроде серебряной рыбы/ В полосатой короне/ Из крапинок ила... / Он сказал, что давно уже было/ Нам из радуг знаменье…». Екатерина Полянская из Санкт-Петербурга читала: «Я на левое ухо – Бетховен,/ А на правое ухо – Ван Гог./ И герр Питре средь разных диковин/ Меня б заспиртовал, если б мог…». С музыкально-поэтической программой «От моря Белого до моря Черного» выступил поэт и бард Сергей Леонтьев: «Знай, что есть линия/ Между пустынями,/ Там и акации, и соловьи./ Между пустынями/ Да не остынем мы,/ Да не остынем мы/ В нашей любви.../ Тонкая линия/ Между пустынями,/ Там и акации, и соловьи./ Между пустынями/ Да не остынем мы,/ Да не остынем мы/ В нашей любви...».
Вес три дня фестиваля действовал семинар для молодых писателей, который вела прозаик, редактор отдела журнала «Наука и жизнь» Людмила Синицына. Лучшие его участники будут напечатаны в журнале.
Мастер-класс по плетению браслетов-оберегов. Фото автора |
Покинув гостеприимную Вешкелицу, большинство участников фестиваля поехали в город Кемь, а оттуда вышли в Белое море, чтобы посетить острова, называемые Кузовами. Они жили в палаточном лагере и лазали по сказам в поисках петроглифов – наскальных рисунков эпохи палеолита. А я через Петрозаводск вернулся в Москву, писать вот эту вот статью…
В общем, литературный фестиваль в Карелии носил явные приметы фольклорной экспедиции и даже туристической поездки. Впору подписывать многочисленные фотографии, сделанные на нем, словами «Из Похъёлы с приветом».
Корза–Вешкелица–Петрозаводск–Москва
комментарии(0)