0
4923
Газета Главная тема Интернет-версия

02.11.2022 20:30:05

Увидеть будущее в настоящем

IV городской конвент писателей-фантастов «Проксима Центавра»

Тэги: фестивали, презентации, фантастика, фонд мира, кино, циолковский, королев, космос, мультипликация, кир булычев, великая отечественная война, мистика, сказка, нино рота, василий ливанов, александр кайдановский, прошлое, настоящее, будущее


фестивали, презентации, фантастика, фонд мира, кино, циолковский, королев, космос, мультипликация, кир булычев, великая отечественная война, мистика, сказка, нино рота, василий ливанов, александр кайдановский, прошлое, настоящее, будущее Писательницы Марина Линник, Александра Окатова и Виктория Балашова в особняке на Пречистенке. Фото Тамары Антипиной

В Москве прошел IV городской конвент «Проксима Центавра». Как обычно, все три дня фестиваль проходил на разных площадках, и участники могли выбрать любые мероприятия на свой вкус или посетить все. Каждый год устроители придумывают что-то новое. Этот раз не стал исключением, но первый день конвента носит традиционный характер: торжественное открытие в особняке Фонда мира на Пречистенке сопровождалось награждениями в нескольких номинациях от самой «Проксимы», а также от Неправительственного инновационного центра. Предварял торжественную часть конкурс костюмов (фотосессию проводила Тамара Антипина), и гости фестиваля, проходя по мраморной лестнице в зал, становились как бы частью этого действа. В конкурсе принимали участие писательницы Юлия Каштанова, Марина Линник, Александра Окатова и др.

41-9-2480.jpg
Писатель Саша Кругосветов
 со своей наградой.  Фото Тамары Антипиной
Во второй день «Проксимы» почетным гостем фестиваля и коворкинг-центра НКО стал режиссер-мультипликатор Владимир Тарасов. Он рассказал, что с детства любит фантастику, поэтому неудивительно, что среди его мультфильмов подавляющее большинство фантастических. Среди них лирический «Контакт» (1978) о том, как художник и инопланетянин напевали мелодию Нино Роты, получивший премии на фестивалях в Италии и во Франции, остросоциальный, сделанный в комиксовой манере «Тир» (1979), экранизация повести Кира Булычева «Перевал» (1988) о поиске землянами, затерявшимися в космосе, своих культурных корней. Тарасов рассказал о том, как делаются мультфильмы, о том, какими качествами должен обладать режиссер, как он подбирал музыку к своим произведениям, и, конечно, о своей преподавательской работе – как, по каким критериям отбираются на его курс студенты, какие в итоге они представляют на суд зрителей дипломные работы. Три дипломных мультфильма смогли увидеть и участники конвента «Проксима Центавра».

Мультипликация обычно ассоциируется с детством, но темы, которые поднимает в них Тарасов, далеко не детские. И даже там, где когда-то действие было перенесено за границу или на другую планету, легко узнаются наши реалии сегодняшнего дня. Общечеловеческие проблемы по-прежнему в процессе решения. К сожалению или к счастью, сказать затруднительно – ведь и вечные ценности, знакомые по старым мультикам, остаются с нами. Беседа с Тарасовым длилась почти три часа; гость, которому в этом году исполнилось 83 года, делился воспоминаниями об известных людях, актерах и режиссерах, с которыми его сталкивала судьба, с кем он дружил и кого он частенько изображал в своих мультфильмах – срисовывал, как говорится, с натуры: актеры и режиссеры Василий Ливанов, Александр Кайдановский, режиссер серии мультфильмов про Мартышку, Попугая, Удава и Слоненка Иван Уфимцев…

На третий день конвента мероприятия проходили в арт-пространстве «Нигде Кроме», расположенном в знаменитом Доме Моссельпрома. Как сказала ведущая мероприятия писательница Виктория Балашова: «Сегодня мы себя под Маяковским чистим». И правда – выступали участники под огромным, во всю стену портретом поэта… Первая часть третьего дня была посвящена презентациям новых книг. По стечению обстоятельств все они мистические, порой страшные и пугающие. Открыла серию презентаций ведущая. (Рецензию на новую книгу Балашовой, цикл оккультно-детективных рассказов, см. в «НГ-EL» от 22.09.22.) Следом выступила Марина Линник, представившая новый роман «Кровь дракона». Родовое проклятье – существует ли оно и как влияет на жизнь потомков, которым приходится столкнуться со странными событиями, происходящими в их жизни? Ответ можно найти в романе. Полина Матыцына пишет сказки и фэнтезийные истории. Она представила роман «Маленькая Гвинет в странном доме» о приключениях девочки-подростка в мире магии и волшебства. Завершала цикл презентаций Кассандра Тарасова со сборником ужастиков и мистических историй «Спокойной ночи». В самый разгар презентации телефон Балашовой издал громкий и пронзительный звук – точно как в фильмах ужасов. Все вздрогнули, потом засмеялись нервным смехом и продолжили слушать выступавшего – участников конвента напугать непросто.
 

41-9-3480.jpg
Культуртрегер Ирина Кулагина помогает
режиссеру Владимиру Тарасову показывать
его мультфильмы.  Фото Виктории Балашовой
Писатель, специалист по истории освоения космоса Антон Первушин прямо накануне премьеры рассказал о фильме «Предвидение космоса» про Константина Циолковского, Сергея Королева и других людей, приближавших полет за пределы земной атмосферы, над которым работал в качестве сценариста (на этой неделе фильм вышел на канале «Звезда»). Антон говорил о том, какие забавные допускаются ляпы – за чем должны строго следить консультант и сценарист, о минусах и плюсах документально-художественного фильма.

Дух Кира Булычева словно витал над участниками конвента: сразу вслед за Первушиным фильм «Хронос» (репортаж с его премьеры см. в «НГ-EL» от 21.07.22) по трем новеллам писателя представлял продюсер Эльбор Чернов. Он поразил собравшихся писателей-фантастов громадьем планов. Организованная им с коллегами и единомышленниками Киностудия имени Кира Булычева создает целую вселенную писателя. Кино произвело необычное впечатление на зрителей, у которых не раз во время просмотра появлялись слезы на глазах. В каждой из новелл прошлое соединялось с настоящим ради будущего, ведь в каждой из них так или иначе затронута память о Великой Отечественной войне. Чернов предугадал, что фильм вызовет горячее обсуждение: показывает он его публике не первый раз. Многие вопросы касались профессиональной стороны дела, писатели коллективно изучали, как меняется произведение-основа по мере создания сценария на пути к фильму. Конечно, всем захотелось перечитать Булычева, чтобы освежить в памяти сюжеты и сравнить с тем, что увидели на экране.

Мультфильмы Владимира Тарасова, сценарий Антона Первушина и сюжеты Кира Булычева отсылают нас к прошлому, хотя фантастика всегда считалась предвестницей будущего. Однако можно смело сказать, что «Проксима-2022», девизом которой стали слова: «Я вижу будущее», при помощи отсыла к событиям минувших дней сумела показать, что, во-первых, по-настоящему талантливые произведения остаются вне времени, во-вторых, фантастика благодаря усилиям реальных людей становится не только реальностью сегодняшнего дня, но и мостом в будущее. Кроме того, фестиваль показал авторам пути развития сюжетов для их книг.

Ну и, конечно, как на всех подобных мероприятиях, не обошлось без вручения наград. Так, «Большую Проксиму» за книгу этого года получили: Юрий Быков за сборник из романа и рассказов «Солнце светит одинаково» (см. рецензию в «НГ-EL» от 14.07.22), Лев Рыжков за сборник «Москвы не бывает» (см. рецензию в «НГ-EL» от 29.09. 22), Анна Одувалова за цикл «Семья Лисовецких», Марина Линник за роман «Кровь дракона», Кассандра Тарасова за сборник рассказов «Спокойной ночи». В номинации «Лучшая книга 2021 года» дипломы вручили нашему постоянному автору Саше Кругосветову за роман «Счастье Кандида» (см. интервью в «НГ-EL» от 14.04.22), Елизавете Шумской («Олень, фея и камень»), Тамаре Потемкиной («Когда меня еще не было») и Полине Матыцыной («Героиня не своей истории»). За лучший женский образ наградили Юлию Каштанову («Увидимся в космосе!») и Марину Ефиминюк («Неидеальная Чарли Тэйр»), за лучший мужской – Константина Калбазова (цикл «Шаман») и Григория Елисеева («Рукопись «Красного моря»). Кроме того, на «Проксиме Центавра» отмечают лучшего художника-иллюстратора (Михаил Тренихин), лучшего редактора (Дмитрий Федотов), вручают гуманитарную награду за активную общественную деятельность в области литературы (Антон Первушин и Евгений Харитонов) и «Почетную Проксиму» за заслуги перед отечественной литературой (Виталий Пищенко).

Когда тебе звонят из прошлого, не бойся – возьми трубку. На том конце невидимого провода может оказаться человек из будущего (см. рассказ Кира Булычева «Поломка на линии» и одноименный фильм из цикла «Хронос»). Тебе покажется, что это ты протягиваешь ему руку помощи. На самом деле это он вытягивает тебя из рутины настоящего, спасает и показывает путь к звездам. «Человек, который верит в сказку, однажды в нее попадает», – сказал Королев, «предвидевший» космос. Почти все писатели верят в сказки, в придуманные миры. Они видят будущее. И видят его в настоящем и даже в прошлом.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я тебе посвищу серенаду

Я тебе посвищу серенаду

Андрей Щербак-Жуков

Андрей Юрков

К 85-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

0
1364
Пилот Джерард Батлер спасает самолет от "Крушения"

Пилот Джерард Батлер спасает самолет от "Крушения"

Наталия Григорьева

Фильм-катастрофа вопреки закону жанра превращается в боевик

0
1260
Куда уходит "Молодость"

Куда уходит "Молодость"

Наталия Григорьева

Якутский режиссер Дмитрий Давыдов снял экзистенциальную комедию о поисках утраченного времени

0
1620
О сериальных премьерах недели: «Фандорин. Азазель» и «Территория», второй сезон

О сериальных премьерах недели: «Фандорин. Азазель» и «Территория», второй сезон

Вера Цветкова

Что было бы, если бы Россия осталась монархией, и что делать, если ты застрял в междумирье

0
2324

Другие новости