Он шестидесятник, семидесятник, восьмидесятник и двухтысячник – что угодно. Фото Юрия Машкова/ТАСС |
Я хочу чтобы штык
превратился в перо
В Балаганчике Блока резвился
Пьеро
Сказано очень просто, предельно ясно, глубоко и в то же время верно, сильно, метко и точно. Читаем стихотворение дальше:
Над полями не Демон а Пушкин
летел
Перо упало – Пушкин пролетел
Вернемся к издательскому предисловию и словам, сказанным о Кедрове поэтом Андреем Вознесенским и летчиком-космонавтом Юрием Батуриным. Итак, цитируем: «Когда-то Вознесенский называл Кедрова Иоанном Крестителем новой метаметафорической волны поэзии. А сегодня летчик-космонавт, дважды Герой России Юрий Батурин отмечает, что метаметафора Кедрова из метафоры в квадрате превратилась в метафору в n-й степени, обретя бесконечное количество измерений».
Кедров актуален, что делает его и печальным, грустным, и не только потому что время сейчас непростое (а когда оно было простым?), а просто жизнь человеческая так устроена, что состоит в том числе и из утрат, из горестей.
Вот Яркевич сидит с Киселевым
Я сижу на ТВ с Соловьевым
Мне положен умеренный грим
О политике не говорим
Нет еще принуждения к миру
Вне политики слово и лира
От Нью-Йорка до Магадана
Нет еще никакого майдана
И чуть далее:
С Вознесенским сижу
и с Любимовым
Говорим про свое про любимое
С Вознесенским резвимся
на сцене
Ну а с Холиным дома и в Пэне
Константин Кедров-Челищев. Бесконечность внутри юбилея: Стихи юбилейного года.– М.: Издательство РСП, 2022. – 176 с. |
Вообще так и должна быть устроена поэзия: читаешь, и не верится. Не верится, что так можно, что простые и знакомые слова можно так выстроить, так построить, так уложить и сформулировать:
Родины моей спасение
Правды вслух произнесение
Родина у нас одна
Вся прозрачная до дна
И Родина одна, и поэзия тоже. Язык и слова и есть родина поэта.
Почему поэт не откликается
Почему икается не кается
Потому что он и сам не рад
Только Данте опускался в ад
Некоторые поэты любят «итоговые сборники», избранное, а вот Кедров просто живет и пишет и публикует новые тексты, новые слова и звуки. А если получается сказать что-то «итоговое», так оно само так получается, не было бы волшебства, если можно бы понять, как и почему оно все так получается. Получается, и все тут. Нам остается только наслаждаться:
Забывается все что ложно
Все семь бед но один ответ
Подвести итог невозможно
Потому что итога нет
Да и не надо, товарищи, никакого итога, зачем нам итог?
Движение прекрасно, дорога и является целью:
Душа душа куда летишь
Душе летать не запретишь
Не запретишь не запретишь
Поэтому всегда летишь
Всегда лететь и всегда летать – таково предназначение поэта и писателя. Философа и художника. Артиста.
В этом вечно воюющем мире
Я признаться ни с кем не воюю
Нужно мыслить конечно же
шире
Мыслю стало быть существую
Утонул в пучине Харон… Иллюстрация из книги |
И на полигоне и в бою и в тире
Я молюсь о мире я молю о мире
Да я понимаю очень странно
это
Мир – слова поэта мир – дела
поэта
Да, именно так, весь мир – слова и дела поэта. Весь мир – забота и работа поэта. И его молитва, и его гимн, песнь песней, колыбельная и строевая. Поэты – они всегда одновременно и дети и солдаты.
По морям по морям по волнам
Мечет челн усталый Харон
Озираясь по сторонам
Замечаю что нет сторон
Нет сторон нет со всех сторон
Утонул в пучине Харон
80 лет… Кедров вспоминает прошлое. Тихо, спокойно, без истерики, но с болью. С высоты прожитых лет. Просто удивительно: никак не удается представить столь неординарного мастера в рамках советской поэтической действительности. Во все периоды он активно писал, по возможности публиковался, выступал, собирал вокруг себя других творческих людей. Напомним, именно он – вместе с Юрием Любимовым и Андреем Вознесенским – привил в России традицию праздновать День поэзии по версии ЮНЕСКО. А еще он преподавал не только стихосложение, но и философию…
А ведь в те годы он был еще более радикальным. Вот стихотворение 1976 года. Не из этой книги, а из книги «Утверждение отрицания», выпущенной в 1991 году:
В окружении умеренно вянущих
роз
Обмирает в рыданиях лето.
Гаснет радужный крест
стрекозы,
Где Христос
Пригвождается бликами света.
Поднимается радужный крест
из стрекоз,
Пригвождается к Господу взор –
Распинает радужно-светлый
Христос
На скрещении моря и гор…
Стрекозы имеют для Кедрова особое значение. Не случайно возглавляемое им поэтическое объединение называется ДООС – Добровольное общество защиты стрекоз. Лозунг его: «Ты все пела. Это – дело…» В этом творческое кредо Константина Кедрова: петь – это дело. И может быть, одно из самых главных и достойных дел. Не случайно же поэт в силуэте этого хрустального светящегося насекомого увидел символ Иисуса Христа. Поэтическая строка Кедрова легка, словно полет стрекозы. Такова она сейчас, такой была и раньше:
Кто ты – свет, отраженный
ликом,
Или лик, отраженный светом?
Гаснет радуга, костенея,
Виснет мост, становясь
настилом.
Конь распался в ХОМУТ
и ОМУТ –
Лезет в лезвие злая бездна…
Это из стихотворения 1986 года… И в этом, видимо, и кроется секрет его творческого долголетия – с легкостью скользить по поверхности мироздания, осмысливать его метким взглядом и выражать его образ в строчках. Еще удивляет и поэтическая продуктивность Константина Александровича. Как-то так получилось, что мы оба оказались в кругу тех, с кем он взял за традицию делиться новыми строками – по нескольку раз в неделю мы получаем новые послания. Просто так, без комментариев – несколько свежих поэтических образов с мобильного устройства… И как-то так это радует. Будто в окно залетела стрекоза, принесла на крыльях немного солнечного света и вновь улетела дарить этот свет другим. Как тут не вспомнить визитную карточку Константина Кедрова, самое его известное, ставшее классикой:
Земля летела
По законам тела
А бабочка летела
Как хотела
Книга проиллюстрирована целым рядом ярких и необычных картин. Написаны они самим Константином Кедровым-Челищевым в соавторстве с Николаем Грицанчуком.
комментарии(0)