0
6775
Газета Главная тема Интернет-версия

05.07.2023 20:30:05

Четыре сыночка и лампочка-дочка

Мультипликационная эпопея Владимира Сутеева и любовь Утенка к Цыпленку

Тэги: сказки, мультфильмы, детская литература, искусство, ссср, китай, союзмультфильм, дюймовочка, кто сказал мяу, про бегемота, который боялся прививок


23-9-2480.jpg
Трогательный мир сказок Владимира Сутеева.
Репродукция иллюстрации к книге
«Сказки и картинки. Художник Владимир Сутеев».
Иллюстрация © РИА Новости
Мы знаем про «слово», которое рождается вместе со звуком с музыкой, как это бывает у бардов, рок-певцов; так же это происходило у древних былинных певцов, у трубадуров, труверов и скальдов. Но не менее интересный и важный жанр, близкий комиксу, то есть «истории в картинках» (этому, собственно, сегодня посвящена целая особая индустрия), когда слово рождается вместе с нарисованным образом.

И мы сами, воспитанные на советских мультиках, порой не подозреваем, как глубоко засели в нас эти уже не статичные, а движущиеся картинки: «отцом» многих из этих историй стал человек, которого называли «советским Диснеем», а еще «Андерсеном», – писатель, художник-иллюстратор и режиссер-мультипликатор, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из зачинателей отечественной мультипликации Владимир Сутеев (1903–1993), 120-летие которого отметили вчера.

«Четыре сыночка и лапочка-дочка» – это ведь из его мультфильма «Мешок яблок» про щедрого и отважного Зайца, вредную злючку Ворону, глупого Волка (в его интерпретации фраза звучит смешнее:«Четыре сыночка и лампочка-дочка?». Умные и рассудительные ежики, смешные веселые лягушки в платочках и мышки, сорока на высоких каблучках, льстивая с медвяным голоском Лиса – все, трусливый Бегемот, который боялся делать прививки (по сказке Милоша Мацоурека), даже волки и медведи в сказочных историях Владимира Сутеева прорисованы и продуманы с внутренней теплотой, ко всем испытываешь симпатию. Кстати, еще и потому что многих озвучивают замечательные артисты – Ольга Аросева, Эраст Гарин, Георгий Вицин (он как раз Заяц), Евгений Леонов, Анатолий Папанов и другие. Сутеев иллюстрировал книги таких признанных детских авторов, как Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, из иностранных – Джанни Родари (его рисунки к сказке «Чиполлино» стали классическими).

Владимир Сутеев, проживший почти 90 лет, в полном смысле ровесник XX века, испытавший все его перипетии и тяготы, ставший одним из незаурядных его героев. В его судьбе переплелось все: страсть к иллюстрированию (рисовал он постоянно, к тому же был амбидекстром, то есть мог рисовать двумя руками одновременно, либо даже одной писать, а другой – рисовать), мультипликация, грянувшая неожиданно Великая Отечественная, великая любовь…

Родился он в Москве в семье профессора, дерматовенеролога, миколога, лауреата Сталинской премии Григория Сутеева, дружившего со скульптором Степаном Эрьзей. Рисовал с детства – отец поддерживал это его увлечение. Семья была небогатой, и уже в 14 лет Сутеев подрабатывал – оформлял выставки и спортивные дипломы. Учиться пошел сначала в МВТУ имени Баумана, но любовь к рисованию победила: Владимир перешел на художественный факультет техникума кинематографии.

В 1925 году в качестве аниматора вместе с Иваном Ивановым-Вано, сестрами Валентиной и Зинаидой Брумберг и Ольгой Ходатаевой выпустил дебютный фильм «Китай в огне». В этом мультфильме интересна не политическая идея, а технический момент: в нем впервые применили альбомный метод мультипликации, а еще он побил все рекорды продолжительности: 1 километр пленки, более 50 минут экранного времени. Что дальше? Кинофабрика «Межрабпомфильм», сделанный вместе с Львом Атамановым первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек». Это монохромное графическое произведение, агитировавшее зрителей соблюдать правила дорожного движения, конечно, ныне смотрится скучновато, но не надо забывать, что это была первая ласточка. Далее – более серьезные работы на «Мосфильме», в «Союзмультфильме» («Колобок», «Дядя Степа», «Муха-Цокотуха»). Примечательно и грустно, что «Муха-Цокотуха» была представлена как раз 22 июня 1941 года – в день начала Великой Отечественной войны, а 24 июня Сутеев ушел добровольцем на фронт. Иногда его отзывали оттуда снимать учебные фильмы на «Воентехфильме». Прошел всю войну: Юго-Западный фронт, Белорусская операция, был в окружении, долго выходил из него, помогая своему другу мастерить в деревнях печки. Что интересно, по рассказам друзей, о войне после никогда не вспоминал, она никак не отразилась в его работах. После войны Владимир Сутеев преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме», работал в Детгизе. В 1952 году вышла его первая книжка «Две сказки про карандаш и краски», которую похвалил Корней Чуковский.

Итак, художник и мультипликатор стал детским писателем. Да, по сути, это был просто-таки человек-оркестр, творивший всю эту сказочную феерию в комплексе, создавая теперь от начала до конца сюжетную канву, сценарий, художественные образы. Конечно, во всех мультиках мы можем ощутить определенный «налет» бравурного оптимизма советских строек, характерного для мюзиклов той поры, но благодаря мудрости и доброте создатель никогда не скатывался в пошлость. Друзья в программе «Острова» (2003) на канале «Культура» отзываются о нем чрезвычайно тепло, говорят, что он дарил всем самую позитивную энергетику. Он был небольшого роста, и друзья называли его «наш Наполеон». А и в самом деле, если взглянуть на его фотографии, в его как бы испытывающем победном и очень энергетическом взгляде есть что-то наполеоновское. Владимир Сутеев создал около 40 сказок, среди которых уже упомянутый «Мешок яблок», «Кто сказал мяу» (кто же не помнит эту вроде простую, но добрую и поучительную историю?), «Под грибом» («А гриб-то вырос!»), «Капризная кошка», «Кот-рыболов», «Петя и Красная Шапочка», «Волшебный магазин». 17 фильмов создал как режиссер, около 40 как сценарист. Его детскую серию «Сказки в картинках» перевели на 50 языков мира. Собственно, это комиксы и есть: каждая иллюстрация сопровождается предложением, все рисунки динамичны и похожи на кадры. Сегодня иллюстрации Сутеева продолжают использовать для оформления детских учреждений, они издаются в виде открыток.

На этом можно было бы закончить рассказ о художнике слова и слове художника. Но… статья, пожалуй, будет неполной без истории одной из самых великих любовей XX века, которая показала, что помимо таланта и пассионарности Владимир Сутеев обладал такими высокими моральными качествами, как терпение, ответственность, самоотверженность и трепетное отношение к близким. Вероятно, без всего этого он бы и не создал «золотого фонда» советской мультипликации. В 1941 году Сутеев вернулся с фронта и пришел в «Союзмультфильм». Он был в разводе, супруга не дождалась его. И в 1946 году художник влюбился в красивую и талантливую мультипликаторшу Татьяну Таранович, которая позже создала всеми любимые работы «Дюймовочка» и «Серая Шейка». Ему было 43, а ей 30. Однако Татьяна была счастлива замужем. Владимир не решился нарушить семейную идиллию и спустя два года ушел из «Союзмультфильма», чтобы не изводить себя постоянным созерцанием той, которая не может разделить его чувства. Сутеев (некоторые пишут, что от отчаяния) женился на подруге детства Софье Ивановне, которая была влюблена в него со школьных времен, растил ее ребенка как своего и был рядом до конца (в последние годы она сильно болела и была прикована к постели). Но разлюбить Татьяну Таранович художник не смог. Трудно поверить, но почти 40 лет он писал ей трогательные, целомудренные, порой отчаявшиеся и горестные письма о своей любви. Как художник Сутеев облек историю своего чувства в сказку-сериал «Цыпленок и Утенок», в которой себя изображал Утенком, а Татьяну – Цыпленком. Лишь когда Софья Ивановна умерла (а муж Татьяны ушел из жизни раньше), вытерпев еще год траура, уже 80-летний Владимир Сутеев сделал предложение 67-летней возлюбленной. Он не верил, что самое тайное, самое заветное его желание сбылось... Но это было так. Предложение было принято, и 10 лет они прожили в любви, в любимом труде и счастье и умерли почти как в сказке – в один год. Вот так и смешиваются в жизни любовь и сказка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
852
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
892
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
1639
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
870

Другие новости