На красной дорожке — организатор форума Эвклид Кюрдзидис.
В городе Ессентуки (Кавказские Минеральные Воды) прошел фестиваль детского кино «Хрустальный источникЪ». Естественно, как, наверное, на любом форуме такого масштаба кроме собственно кино в нем нашлось место и песням, и пляскам, и театру, и, конечно же, литературе. О книжно-литературной составляющей фестиваля я подробно расскажу ниже, а для начала – собственно о фестивале…
И фестиваль «Хрустальный источникЪ» имеет интересную историю. «Взрослый» фестиваль под этой маркой проводится ежегодно с 2018 года. Его организовал выходец из Ессентуков Эвклид Кюрдзидис, выпускник ВГИКа, актер, снявшийся в восьми десятках фильмов. Он работал с такими российскими режиссерами, как Владимир Мотыль, Алексей Балабанов, Владимир Хотиненко, Виктор Шамиров, Леонид Квинихидзе, а также с голливудским режиссером Джеффри Кэнью, немецким театральным режиссером Питером Штайном и др. В рамках открытого фестиваля популярных киножанров «Хрустальный источникЪ» на Аллее звезд в Ессентуках были заложены памятные плиты в честь Веры Холодной, Катрин Денев, Пьера Ришара, Ирины Муравьевой, Аллы Демидовой, Светланы Немоляевой. При фестивале был организован проект «Кинокампус-дети». В богатый природными красотами и культурными традициями регион Кавказских Минеральных Вод приезжали группы юных кинематографистов и снимали свои первые фильмы. В этом году этот «Кинокампус» превратился в полноценный отдельный фестиваль детского кино – со своей красной дорожкой, приглашенными звездами, насыщенной культурной программой. Так что он вроде как и первый, а вроде и нет.
Алексей Севастьянов читает стихи Маяковского. |
При всех метаморфозах суть фестиваля осталась прежней. Он в корне отличается от большинства кинофестивалей. Обычнопривозят и оценивают фильмы, снятые ранее, а на «Хрустальный источникЪ» детские киногруппы приехали только с литературными сценариями и снимали свои короткометражные работы в течение фестивальной недели. Согласитесь, задача непростая и для опытных профессионалов. Параллельно со съемками юные кинематографисты могли посещать мастер-классы по актерскому мастерству, сценическому гриму, режиссуре, режиссуре анимации, живописи, сценарному мастерству, продюсерству в кино, фехтованию, сценическому бою, звукорежиссуре, операторскому мастерству, танцу...
Показы фильмов проходили в киноконцертном зале «Театр-Парк» неподалеку от знаменитых минеральных источников и грязелечебницы, поэтому некоторые гости фестиваля успели немного подлечиться. Театр в этом месте существовал с незапамятных времен. Есть легенда, что Максим Горький, будучи проездом в Ессентуках, узнал, что в местном театре дают его пьесу «На дне», и решил пойти посмотреть ее. Однако представители администрации не захотели его пускать… Потому что он был босой. Но актеры узнали писателя и уговорили его пропустить.
Деятели культуры Ессентуков дорожат своей литературной историей. В первую очередь, конечно, Лермонтовым. Для местных подняться на гору Машук к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым – все равно что совершить паломничество. Об этом говорили на круглом столе, посвященном главной теме фестиваля – «С чего начинается Родина». В нем участвовали деятели кино, сотрудники местных библиотек и музеев и от СМИ – автор этих строк. Рассуждали о том, как кино и литература могут способствовать патриотическому воспитанию. После того как в Ессентуках сняли один из самых кассовых российских фильмов «Чебурашка», высказывались пожелания создать в городе какой-то культурный центр, посвященный этому персонажу писателя Эдуарда Успенского. Однако некоторые выступили против – мол, в городе, который помнит Лермонтова, не стоит пропагандировать столь легкомысленную литературу. Так же когда-то выступали против установки возле знаменитого Провала памятника Остапу Бендеру. Я же выступил за то, что нужно уничтожить пропасть, которая существует между российским авторским и зрительским кино, а также между «большой» литературой и жанровой. «Как?» – спросил режиссер Сергей Мокрицкий, поставивший фильм по роману писателя-фантаста Сергея Лукьяненко «Черновик». «Больше экранизировать хорошую литературу», — резонно заметил я. Как ни странно, но сотрудникам библиотек понравилось мое пожелание поставить зрелищный приключенческий фильм с современными спецэффектами по роману «Герой нашего времени».
Юные участники тренинг-студии «Актер» в спектакле «Петербург». |
Мастерство чтецов поэзии сегодня развито слабо, и Алексей Севастьянов – один из ярких представителей этого рода сценического искусства. Было чрезвычайно интересно слушать, как актер в возрасте читает стихи поэта, который в момент написания этих строк был, наверное, в два раза его младше. Проклюнулись новые ноты, новые смыслы. К экспрессии Маяковского прибавилась зрелость Севастьянова. И совсем неожиданно звучало хрестоматийное:
Хотите –
буду от мяса бешеный
– и, как небо, меняя тона –
хотите –
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а – облако
в штанах!
После сорокаминутного спектакля актер рассказал историю его создания. Оказывается, постановке уже не одно десятилетие. Когда-то, еще будучи студентом, Севастьянов пришел с идеей этой программы к своему педагогу актеру театра и кино Юрию Катину-Ярцеву. Он и стал режиссером постановки, за которую молодой актер получил одну из премий на конкурсе чтецов имени Маяковского. И вот все эти годы он «живет с ней».
На сцене – ансамбль кавказского танца «Дружба народов». Фото Алексея Нешина |
Всю фестивальную неделю происходили какие-то необычные совпадения и пересечения. Так, композитор Григорий Гладков и со сцены, и в кулуарах увлеченно рассказывал о «чебурашкином папе» Эдуарде Успенском. Мастер-класс по режиссуре для юных кинематографистов вел актер, режиссер Дмитрий Иосифов, известный по роли Буратино в картине, где Джузеппе Сизого Носа играл Катин-Ярцев. Да и мне удалось встретить несколько друзей моих друзей…
Были и общение, и работа. И девять команд юных кинематографистов сняли свои игровые короткометражные фильмы. Гран-при получила картина «Ботан», снятая командой Николь Плиевой (кстати, Николь не только телеведущая, но и член Союза писателей Москвы). Она же получила приз за лучшую режиссуру.
Ессентуки–Москва
комментарии(0)