0
6075
Газета Главная тема Интернет-версия

04.12.2024 20:30:05

Футурологический конгресс на берегу Енисея

В Красноярске прошел III Фестиваль фантастики памяти Михаила Успенского

Тэги: красноярск, фантастика, слэм, сказки, енисей, лем


красноярск, фантастика, слэм, сказки, енисей, лем Евгений Попов презентует сборник произведений выдающихся красноярцев.

Перелет на самолете из Москвы в Красноярск и обратно напоминает небольшое путешествие на машине времени. Между этими городами четыре часовых пояса, а воздушному судну, чтобы преодолеть это расстояние, требуется чуть больше времени. Вот и получается, что, когда летишь туда, теряешь ночь, а, когда назад, – прилетаешь примерно в то же самое время, когда вылетел… Но заботливые организаторы III Фестиваля фантастики памяти Михаила Успенского сделали акклиматизацию московских гостей предельно комфортной, обеспечив им прилет за сутки до открытия.

45-9-2480.jpg
Дмитрий Емец почтил
память Виктора Астафьева.
Сразу после открытия началась работа. Открылся литературный семинар, который вели мы с писательницей и переводчицей Марией Акимовой (на второй день меня заменил прозаик Сергей Удалин), а по всему Красноярску начались читательские встречи с Дмитрием Емцом, Ириной Горюновой, Сергеем и Мариной Язевыми и Тимуром Максютовым.

Авторов из Москвы и Санкт-Петербурга принимали с энтузиазмом. Максютов потом с гордостью демонстрировал рисунки и пластилиновые фигурки, которые дети посвятили его творчеству. Ведь в самом Красноярске дела с фантастикой сегодня ни шатки, ни валки. Никита Бабичев, который хоть и скромно утверждает, что он не писатель, а библиограф фантастики, но подал на семинар прекрасный рассказ, поведал: «Красноярская фантастика базируется на солидном наследии: Вячеслав Назаров, Сергей Павлов, Олег Корабельников, Михаил Успенский, Александр Бушков, Андрей Лазарчук, многих других сибирских фантастов, связанных с Красноярском. За советский период сложились определенные традиции, образовалась преемственность авторских подходов и тем, которые формировали узнаваемый почерк фантастики, написанной здесь. Однако с распадом СССР и последующим кризисом региональной литературы уровень заметно снизился. Часть авторов уехали, другие отошли от дел или состарились – последние два десятилетия Красноярск переживал упадок. Почти не выходили новые крупные произведения, не было бумажных изданий. Лишь в последние годы наметился ренессанс – на слуху вновь появились имена авторов «классической» фантастики, такие как Максим Тихомиров, Павел Веселовский, сектор романтической фантастики оживили Анна Джейн и Анастасия Медведева. Это вселяет надежду на возвращение Красноярска «в строй» сильной региональной фантастики».

Этот фестиваль должен в корне поменять состояние в фантастике. Его организатор, председатель Красноярского регионального представительства Союза российских писателей Екатерина Малиновская рассказала: «Идея фестиваля возникла в 2020 году, когда Михаилу Глебовичу исполнилось бы 70 лет. Тогда по инициативе его вдовы Нелли Раткевич был организован фест, прошедший в онлайн-формате. Одной из главных целей было создать мероприятие, которое поможет сохранить память о писателе. Вот уже два раза фестиваль прошел очно благодаря конкурсу социокультурных проектов Министерства культуры Красноярского края. Мы активно работаем не только с приезжими экспертами, но и с детской аудиторией: в этом году только на творческих встречах побывало более 200 детей и подростков. Набирает силу онлайн-программа, в онлайн-марафоне фантастов, который уже стал нашей «фишкой», принимают участие авторы со всей страны. В этом году удалось провести онлайн-семинар с разбором для участников конкурса, которые не прошли в шорт-лист».

45-9-3480.jpg
Муза фантаста – вдова Михаила Успенского
Нелли Раткевич.
Михаил Успенский (см. «НГ-EL» от 26.11.20 и от 17.10.24, а также мою книгу «Мой Кир Булычев, мой Рэй Брэдбери и другие мои писатели») был удивительным человеком и писателем. Он с равным успехом владел и короткой формой юморески, и большой формой романа; он работал на грани сказки и эпоса; он умел и писать невероятно остроумно, и глубоко проникать в суть русского языка, фольклора и мифа. Он этот миф словно препарировал, но при этом смеялся и заставлял смеяться читателей.

На сайте фестиваля была вывешена видеозапись моего интервью с Успенским, сделанного за несколько лет до его ухода из жизни, возможно, это единственное сохранившееся видео с ним. Он говорит там, что нельзя делить писателей на фантастов и нефантастов – их нужно делить на хороших писателей и плохих. Посмотрев запись, писатель Евгений Попов заметил: «Успенский был не просто хорошим писателем – он был выдающимся писателем!» В конкурсе его памяти было три номинации: «Фантастическое произведение», «Фантастическая сказка» и «Публицистика». Александр Шушеньков, победивший сразу в двух номинациях – «Фантастическое произведение» и «Публицистика», – поделился мыслями: «Фестиваль сразу стал ассоциироваться для меня со Всемирным футурологическим конгрессом любимого Станислава Лема, а себя я поневоле ощущал Ийоном Тихим. Потому что мне прежде не приходилось участвовать в мероприятиях такого масштаба. Удивительно, но организаторам удалось сказку – вернее фантастику – сделать былью! Оставлю комплименты и, как старый солдат, который не знает слов любви, скажу: я просто восхищен теми, с кем довелось познакомиться – красавицами организаторами Екатериной Малиновской, Екатериной Печёновой, Марией Окуневой, коллегой-победительницей Анастасией Кокоевой, гостями-экспертами. С уважаемыми писателями довелось пообщаться не только на официальном уровне, и это добавило стимулов к дальнейшему творчеству. И конечно же, рад знакомству с Нелли Раткевич и Евгением Поповым, показавшими, как можно оставаться молодыми в немолодом возрасте». Победительница в номинации «Фантастическая сказка» Анастасия Кокоева поделилась скорее чувствами, чем мыслями: «Мой коллега по пьедесталу Александр Шушеньков оставил мне шансы только в номинации «Фантастическая сказка» – и фестиваль действительно оказался сказкой, причем совершенно фантастической! Мы успели поработать на семинарах, сдружиться с участниками из Красноярска и других городов, узнать город. Не успели только поспать – но это теперь можно сделать и дома... Если я и жалею о чем-то, так это о том, что фестиваль проходит только раз в два года: уже хочется приехать на него снова и привезти всех знакомых авторов».

45-9-4480.jpg
Анастасия Кокоева у памятника знаменитой
астафьевской Царь-рыбе. Фото
предоставлено Красноярским Домом искусств
Одним из самых ярких событий второго дня стал спектакль дуэта «ЛитречЕ» – Елена Сидорова (флейта) и Юлия Позднякова (чтение, рояль) – по повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть Богом». Не постесняюсь сказать, что заметным событием стал Первый фантастический слэм, который прошел по всем слэмовским правилам и с соблюдением всех традиций – в пабе. Почему я должен стесняться? Потому что победил в нем…

Произвела впечатление поездка на ГЭС и новый музейный комплекс, посвященный Виктору Астафьеву, 100 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году (см. «НГ-EL» от 25.04.24). У писательницы и литагента Ирины Горюновой своеобразный юбилей, уже десять лет она приезжает в Красноярск на различные мероприятия: «Этот фестиваль получился камерным, теплым и очень насыщенным. Участники успели не только побывать на встречах с читателями, но еще и сходить в театр, галерею, в музей, съездить в новый центр Астафьева и увидеть Красноярскую ГЭС с новой смотровой площадки, открывшейся всего лишь месяц назад».

Перед самым закрытием фестиваля Евгений Попов представил составленную им книгу «Красноярские чудаки». В ней собраны произведения наиболее значимых авторов города на Енисее, некоторых из которых уже нет в живых. «НГ-EL» обязательно напишет об этой книге. Ведь не зря Шушенков вспомнил «Футурологический конгресс» Лема: Фестиваль Успенского помнит прошлое, но направлен в будущее.

Красноярск–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Проблемных долгов все больше, выгоды от депозитов все меньше

Проблемных долгов все больше, выгоды от депозитов все меньше

Анастасия Башкатова

Финансовый сектор устойчиво балансирует между просрочками по кредитам и рисками бегства вкладчиков

0
1932
Нейросетевой плагиат превратился в серьезную социальную проблему

Нейросетевой плагиат превратился в серьезную социальную проблему

Виталий Антропов

Поймать бота за язык

0
1238
Женщина и ее ручной автомобиль

Женщина и ее ручной автомобиль

В машине, как и в жизни, порой самое главное – найти нужный провод

0
1312
Российская экономика приближается к "мягкой посадке"

Российская экономика приближается к "мягкой посадке"

Ольга Соловьева

Доля частично занятого населения достигла 10-летнего максимума

0
5174

Другие новости