0
1264
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

22.04.2004 00:00:00

Оптимизм - это фарс

Алексей Лапшин

Об авторе: Алексей Лапшин - философ, политолог.

Тэги: лапшин, оптимизм, ретро


Современная Россия питается прошлым. Страна эксплуатирует остатки советской промышленности, стреляет советскими танками и буквально купается в ретро. Есть ли вообще сегодня свое лицо у России? Кто символизирует это государство: брутальный чиновник, клерк у компьютера или, может быть, лояльный к властям священник с кадилом?

Недавно нам объявили, что все мы хотим жить в единой России. Значит ли это, что у страны будет теперь какое-то одно лицо, скажем, брутального чиновника, или же сохранится существовавшее до сих пор постмодернистское разнообразие типов - реальность, в которой одновременно присутствуют люди различных эпох, культурных дискурсов и стилей. Идеологическая задача власти вполне очевидна. Новейшая трактовка русской истории объединяет национальных героев по принципу их личного соответствия государственным интересам. В результате в одной галерее могут оказаться Александр Суворов, Петр Столыпин, Валерий Чкалов, конструктор Калашников и футболист Яшин. Политтехнологи называют такой порядок "просвещенным патриотизмом". На самом же деле государство репрезентует себя обществу в качестве единственно подлинного субъекта истории. Меняется социальный строй, меняются люди, неизменным остается лишь государство. Национальная культура в этой перспективе отождествляется с архитектурными памятниками, мемориальными досками, нескончаемой чередой юбилеев живых и почивших заслуженных деятелей, но никак не авангардным творческим прорывом и поиском.

Культурное пространство посткоммунистической России очень эклектично, в нем присутствуют по крайней мере три основных компонента: реанимированный монархизм, пережитки советской эпохи и западничество. Действительно, страна как будто живет сразу в нескольких временах. Дореволюционная Россия представлена у нас лояльным к режиму православием, ряжеными казаками белогвардейского толка, лубочными сериалами, раскрученными мракобесами. Ощущение советской эпохи создается благодаря различным способам эксплуатации ностальгии. Самые простые из них: бесконечное повторение любимых фильмов, популяризация ретро, телевизионные встречи с тенями прошлого и т.д. Достаточно в определенный час включить TV или найти волну радио "Ретро", чтобы на какое-то время спрятаться от настоящего. Присутствие Запада российский обыватель может почувствовать находясь в супермаркете или ночном клубе, рассматривая глянцевый журнал или пересчитывая валюту. Более бедные могут приобщиться к цивилизации через Голливуд, рекламу и созерцание иномарок на улицах. Убийственно то, что все эти компоненты культурного пространства существуют фактически виртуально. В реальности в России нет ни Запада, ни продолжения советской эпохи, ни тем более православия. Наблюдаемый эффект "блуждающего времени" вызван процессом распада русского народа как коллективного субъекта истории. Разложение целого - это и есть состояние постмодернизма. Остается Ничто, которое выдает себя одновременно за всех.

В России это Ничто уже имеет множество нарядов: от казацкой бурки до ультрабуржуазного смокинга. Но, как говорит некто в одном из фильмов Дэвида Линча, "в этом зале нет музыкантов. Это все запись". Фальшь, конечно, нетрудно распознать, но далеко не каждый желает срывать с пустоты маски. Большинству всегда удобнее испытывать иллюзии, чем брать на себя ответственность. Справедливости ради нужно сказать, что властные структуры в современной России также формируются из людей, представляющих большинство. Проще говоря, обывателей. Этим людям и вправду хочется стабильности, пускай иллюзорного, но все же покоя. Знать правду о себе и о том, что происходит в России, они категорически не хотят. Даже располагая фактами и непосредственно выдавая негатив, такие VIP-персоны будут любой ценой держаться за оптимистическое мировоззрение.

В постмодернистском обществе у социального оптимизма есть одна важная особенность: это уже не реальное чувство и не его иллюзия, скорее это попытки создать клон в отсутствие оригинала. Нечто подобное можно увидеть в игре актера, исполняющего пародию на пародиста. Главная проблема заказчиков оптимизма в том, как обеспечить звучание музыки без музыкантов. Пожалуй, единственное приемлемое решение - включить запись.

Любое ретро так или иначе связано с внутренним миром человека, его личным восприятием истории и других людей. Не случайно воспоминания о событиях прошлого часто совпадают с какой-нибудь мелодией или фильмом. Холодный Мурманск 1966 года. В ресторане моряки пьют коньяк и заказывают песни. Через тридцать лет постаревший мичман, слушая радио, вспомнит далекий вечер и уронит скупую мужскую слезу. В этой врожденной человеческой сентиментальности - залог популярности ретро, не зависимой от его реальной культурной ценности. По этой же причине ретро легко превратить в коммерческую продукцию. Именно так произошло в России после недолгого периода отрицания всего советского.

Вполне очевидно, что пришедшая мода на ретро выражает не только естественную потребность общества, но и является социальным заказом власти. Вспоминание о прошлом как об альтернативе настоящему система нейтрализует через включение некоторой части этого прошлого в культурное поле современности. Таким достаточно простым способом создается выгодная государству иллюзия преемственности и мирного сосуществования поколений. Расчет делается на обычную инерционность обывательского мышления. Иными словами, рядовой человек должен поверить, что радикальные изменения, происходящие в социуме, не слишком влияют на его привычную среду обитания.

Добиться этого можно разными путями. Один из самых эффективных и малозатратных - регулярно предоставлять населению возможность свидания с прошлым. В целом эта стратегия полностью соответствует концепции "единой России": могут меняться идеологии и культурные традиции, но не может измениться модель взаимоотношений государства и индивидуума. В конечном же итоге система стремится к полному упразднению противоречия между внутренним содержанием человека и окружающим его миром. Для этого используются любые средства: от прямого давления и шантажа до поощрения слабостей и удовлетворения желаний. Главное, чтобы индивид стал абсолютно прозрачен. Такова внутренняя логика развития бюрократического государства, претендующего на самоценность.

На самом деле эксплуатация чувства ностальгии в коммерческих и идеологических целях разрушает интимную связь человека со временем. Абстрактное коллективное прошлое сливается с таким же абстрактным коллективным настоящим и становится еще одной телевизионной картинкой. Система дает гражданам возможность получать заряд оптимизма от трупа. Вместо индивидуального переживания истории людям предлагается обыкновенный фарс.

Оптимизм такого рода демонстрирует популярная песенка для шудр с припевом: "Все будет хорошо. Я это знаю".

Этот припев-заклинание есть апофеоз беспочвенности современной России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1476
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1407
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1623
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1345

Другие новости