0
1299
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

20.10.2005 00:00:00

Тут все и кончилось

Тэги: рок, поэт, стихи, башлачев


Вопреки расхожему мнению, никакой рок-поэзии на свете не существует. Есть поэты, чьи стихи предназначены исключительно для того, чтобы стать песнями. Остальное - от лукавого. Стихи ведь говорят сами за себя, не нуждаясь в эпитетах.

Тем не менее человек, употребляющий термин "рок-поэзия", четко представляет себе, что имеет в виду. А именно - субкультурную принадлежность автора. В самом деле, не записывать же Тарковского и Заболоцкого в рок-поэты, если несколько групп исполняли песни на их стихи. Зато Башлачева - чьи песни не укладываются в рамки даже самых широких представлений о рок-музыке - совершенно справедливо относят к рокерам из-за его бытования в субкультуре.

Рассматривать литературный процесс с такой точки зрения, разумеется, возможно. Правда, это подход больше социологический, а не литературный. Потому как представители одной и той же субкультуры могут иметь самые разные источники и поэтическую генеалогию. Например, истоки Дмитрия Ревякина из "Калинова моста" следует искать в футуризме, он наследует Велимиру Хлебникову, Гребенщиков же близок к символистам и так далее.

Известный музыкальный критик Артемий Троицкий когда-то утверждал: "В рок-н-ролл у нас люди шли не столько от музыки, сколько от желания высказаться, от желания энергетически самореализоваться, и вовсе не обязательно эта самореализация шла через композиторский талант". Троицкий вообще полагает русский рок явлением именно поэтической культуры, в силу приоритета текста над музыкой. Впрочем, слова эти если и были верны, то лишь в приложении к ситуации 70-80-х годов прошлого века.

Субкультура русского рока изначально была сродни субкультуре КСП - интонации текстов старшего поколения рокеров (Макаревича, например) весьма близки бардовской песне. Да и причины, породившее обе субкультуры, общие, и социальный слой по большому счету тоже.

Так было в 70-е. Но уже поколение рокеров 80-х лишено каэспэшной лиричности и домашности, их тексты гораздо жестче. На смену иронии пришел сарказм. Так субкультура трансформировалась в контркультуру. Рок стал рассматриваться не как музыкальное, но как идеологическое явление (что и было чуть позже отражено в фильме "Асса"), особенно в перестройку. Собственно, тогда и появился термин "рок-поэт": в нашей литературоцентричной стране в роли властителей дум привычней видеть литераторов, чем музыкантов.

Занятно, что в тот же период старшее поколение рокеров двинулось в прямо противоположную сторону. Группа, в скором будущем получившая название "СВ", записывает в 1984 году потрясающий в своей несвоевременности альбом-сюиту на стихи Арсения Тарковского, Григория Поженяна и Юрия Левитанского, а также Алексея Романова, больше известного как солист и автор песен группы "Воскресенье". С точки зрения литературного уровня это одна из самых лучших работ в русском роке, а вот с точки зрения актуальности и успеха и публики┘

В том-то и дело, что рок-музыка не требует текстов высокого качества. Скорее наоборот. Механизм этот объяснял в одном из интервью Дмитрий Озерский, автор большинства текстов группы "АукцЫон": "Текст не осуществляет какую-то поэтическую функцию, а является органическим продолжением музыки и музыке подчинен. Если эти тексты читать - видно, что образы очень слабо связаны между собой. Синтаксис заменяется музыкой. Музыка соединяет слова, которые кажутся бессвязными на бумаге. Основная задача у рок-поэзии - не мешать музыке, не мешать той энергии, которая идет в музыке. Скажем, какие-то цветистые обороты - их просто нельзя употреблять, потому что они начинают перетягивать на себя одеяло. Если слушатель начинает думать: что это он там сказал, что этот оборот значит, как это понимать - все рухнуло".

И это говорит автор текстов, заслуженно считающихся одними из лучших в русском роке 90-х!

Но все логично: в постперестроечные времена рок-музыка стала постепенно занимать то место, какое и должна занимать в нормальном обществе - становиться частью шоу-бизнеса (альтернативная музыка в том числе). Авторы рок-текстов перестали быть трибунами. Зато собственно музыкальная составляющая стала выходить на первый план. Вокал превратился в один из инструментов. Разумеется, это не могло не сказаться на изменении отношения к тексту.

А начиналось все много раньше. В свое время рок-критик Александр Липницкий писал: "Из всех королей русской рок-музыки лидер группы "Кино" Виктор Цой меньше всего поэт. И поэтому лучший мастер рок-текста. Слова в его песнях никогда не отвлекают от мелодии, и смысл песен доходит на подсознательном уровне, как и должно быть в рок-н-ролле".

Русские рокеры - даже те, кто не увлекается музыкальными экспериментами, - в массе своей благополучно пошли по пути Цоя. А потому о таком феномене, как рок-поэзия, скоро можно будет забыть за ее отсутствием в силу полной ненужности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1622
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1620
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1294
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1121

Другие новости