0
1139
Газета Время и место Интернет-версия

23.09.2011 00:00:00

Составляющие легенды

Тэги: милан, театр, piccolo, гастроли


милан, театр, piccolo, гастроли Арлекин – главный персонаж гастролирующей по России труппы комедии дель арте.
фото с сайта Чеховского фестиваля

Актеры комедии дель арте всегда были плотно связаны с гастролями. Новые города, новые страны – это привычно, это радует и мобилизует. Тем более что новые страны – это всегда возможность испытать себя на «рочность. Возможность подчинить себе аудиторию, говорящую и воспринимающую окружающий мир совсем на другом языке. Подчинить средствами, которые не дано постичь никому, кроме актеров комедии дель арте.

Нынешние более чем двадцатидневные гастроли театра Piccolo по российским городам – акция беспрецедентная. И для нашей страны, в которой, как правило, все достойное внимания с театральной картины мира доступно лишь зрителям Москвы и Петербурга. И для миланского театра, для которого гастроли длиной месяц в одной стране тоже весьма необычны. Однако благодаря Чеховскому фестивалю, задумавшему и осуществляющему этот проект, все оказалось возможным.

Еще оказалось возможным (уже для критика) посмотреть спектакль в Ханты-Мансийске два дня подряд. В переполненной желающими попасть на «Арлекина» Москве это было практически нереально. Здесь же получилось увидеть, заметить, почувствовать то, о чем прежде даже не думалось. Во втором спектакле на сцену концертно-театрального центра «Югра-Классик» в роли Арлекина вышел Ферруччо Солери. Из двух составляющих легенды на сцене осталась только одна – сам спектакль Джорджо Стрелера.

Причем оставшаяся легенда тут же стряхнула с себя всю музейно-мемориальную ответственность и предпочла притвориться обычным спектаклем. Хорошим спектаклем, ярким, живым. Бесконечно любимым своими исполнителями.

И надо сказать, это непредвзятое мнение критика. Первой поняла разницу публика. Если днем раньше зрители искренне пытались «почувствовать» великий спектакль, но приходило лишь понимание величия, которое выражалась в вежливых аплодисментах в конце каждого акта, сдержанном смехе и почтительной овацией в финале. То на следующий вечер вздохнули, словно освободившись от ответственности «восприятия легенды» и зрители. Смех в зале зазвучал примерно на пятой минуте, быстро трансформировался в хохот и прерывался лишь на мгновения, необходимые, чтобы перевести дух. Первая овация с криками «браво» увенчала финал первого акта и моментально стала «традицией». Причем было ощущение какой-то невиданной радости (той самой l'anima allegra?), которая конденсировалась на сцене и насыщала воздух зрительного зала.

Почему это произошло именно на втором спектакле? Не в первый день, когда блистал великий Ферруччо Солери, но на второй, когда со своими друзьями-комедиантами на подмостки в роли Арлекина вышел Энрико Бонавера, называющий себя лишь дублером легендарного Солери? Как ни странно это прозвучит, но проблема, на мой взгляд, именно в величии, легендарности, почти мифологичности Ферруччо Солери. Став легендой, он в некоторой степени потерял счастливую возможность быть участником спектакля. Две легенды – слишком много для одной постановки. Тем более для постановки, которая своей легендарностью обязана во многом именно командному духу комедиантов. Создавая своего «Арлекина», Стрелер создавал еще и труппу комедии дель арте. Тогда, в далекие 40–50-е годы на сцене не просто разыгрывался спектакль, но жила и действовала труппа актеров комедии дель арте. Труппа, в которой априори отсутствует «звезда». В которой творчество – общее достояние. Труппа, создающая спектакли, в которых у каждого из исполнителей, у каждой из масок – свой звездный час, когда именно на ней сосредоточивалось внимание не только зала, но и ее партнеров. Безусловно, солировал Арлекин, но и он был одним из труппы. Труппы, которую играла труппа миланского театра.

И вот к этой-то труппе и получилось вернуться на второй день гастролей в Ханты-Мансийске. С самого начала, когда из комедиантов на сцене выделялся Панталоне (Джорджо Бонджованни) – истинный капокомико этого небольшого итальянского коллектива, озабоченный всеми проблемами сразу, – и до самого конца, когда Арлекин (блистательно точный Арлекин Бонавера) в очередной раз растворился в сценическом пространстве, подмостки не оставлял дух единства, товарищества собравшихся на них людей. Дух увлеченности и радости творчества. Как в первый раз. Как на премьере.

Маски не знают возраста, и, глядя на сцену, представлялось, что перед зрителями оказались недавние студенты – впервые освобожденные от контроля строгих педагогов, впервые вышедшие на большую сцену, на большую публику. Спектакль заиграл так, как никогда не мог бы себе позволить играть – вспомни он о своей «легендарности». Сценическая свобода, недоступная легенде, набирала силу, заставляя задуматься о многом: о жизни мифа, о наших собственных театральных легендах, о совместимости легенды-спектакля и легенды-актера, да и просто о театральной этике – о ее существовании┘

А тем временем миланские актеры уже рассказывают историю неугомонного «Арлекина» жителям Тюмени. Впереди – Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Казань и, на радость жителям столицы, давно покоренным этим спектаклем, – Москва. Бродячие комедианты будут продолжать свой путь, зрители радоваться театральному счастью, а критикам предстоит все-таки яснее определить составляющие стрелеровской легенды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
944
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
946
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1203
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
976

Другие новости