0
1517
Газета Время и место Интернет-версия

23.03.2012 00:00:00

Свет с Востока

Тэги: выставка, дизайн, дубай


выставка, дизайн, дубай Мода на дизайн пришла и на Ближний Восток.
Фото пресс-службы Design Days Dubai

Дубай и Арабские Эмираты в целом – не то место, где ожидаешь увидеть продвинутый современный дизайн. Однако вслед за Италией, Великобританией, Скандинавскими странами, Россией и десятками других мест мода на дизайн пришла и на Ближний Восток – пока в виде первых Дней дизайна (Design Days Dubai), которые прошли в Дубаи с 18 по 21 марта. С инициативой организации этой выставки-ярмарки выступила та же компания, которая четыре года назад организовала Art Dubai, теперь уже вполне успешное мероприятие в области современного искусства. «Дубай – абсолютно интернациональное место, где кроме граждан ОАЭ живет и огромное множество выходцев из самых разных стран. Также люди из соседних регионов часто бывают здесь на отдыхе и по делам. Поэтому я не вижу причин, почему дизайну здесь не было бы места, – говорит директор выставки Сирил Заммит. – Арабы очень открыты, очень любопытны – иногда они просто как дети – и восприимчивы ко всему новому. К тому же для них дом и семья – главные приоритеты, поэтому они прикладывают массу усилий для создания особой обстановки в доме». «У дизайна в нашем регионе есть хорошие перспективы, особенно у дизайна уникального, авторского – мы здесь ценим единичные, редкие вещи, а не массовую продукцию», – продолжает мысль директора выставки дизайнер Халид Шафар – не только креативный, но и очень энергичный молодой человек, родившийся и выросший в Дубае, учившийся дизайну в Американском университете Дубая, а также в лондонском колледже Сент-Мартинс. Он является одним из самых больших энтузиастов и пропагандистов дизайна у себя на родине и сторонником объединения усилий местных высококвалифицированных ремесленников и современных дизайнеров и художников.


Одна из работ студентов Виргинского общественного университета в Катаре.
Фото пресс-службы Design Days Dubai

Всего на выставке, расположившейся в гигантской «палатке» у подножия самого высокого здания в мире – Burj Khalifa, были представлены 22 галереи. Не так много на первый взгляд, но более чем достаточно с учетом того, что на самой престижной выставке подобного рода Design Miami в 2011 году участвовало всего на одну галерею больше. Среди экспонентов было немало мэтров, авторитетных европейских компаний с высокой репутацией: парижская Galerie Downtown с классикой ХХ века от Жана Пруве и Шарлотт Перриан, миланские галереи Nulifar и Paola e Rossella Colombari с их оригинальным набором из итальянского дизайна ХХ века и современных арт-объектов, англо-французская Carpenters Workshop, раскручивающая молодых европейских и американских дизайнеров в больших звезд.


Объекты под названием Ziggurat Containairs от дизайнерского бюро Oeuffice.
Фото с сайта www.carwangallery.com

На их фоне очень выделялись новые, не представленные на мировых ярмарках дизайна галереи из самих Эмиратов, Ливана, Кувейта, Южной Африки, Северной Кореи, Бразилии. Каждая из них привезла работы по большей части своих, местных авторов – и не прогадала. Люстры из десятков металлических цепочек, сделанные южноафриканским дизайн-бюро Willowlamp для галереи Southern Guild, или настенная скульптура-светильник из 6302 стальных чайных ложечек дизайнера Найли Эль Зейн для Smogallery собирали вокруг себя не меньшую толпу ахающей публики, чем светильник, вспыхивающий яркими точками от громкого звука (модель Swarm студии Random International для Carpenters Workshop), или светящееся панно Ice Angel, где картинка меняется в зависимости от движений стоящего рядом человека (дизайнер Доминик Харрис для галереи Priveekollektie).
Но безусловным победителем в воображаемом конкурсе зрительских симпатий стала ливанская галерея Carwan, называющая себя первой поп-ап (то есть «всплывающей» то здесь, то там, как окна на некоторых сайтах) галереей на Ближнем Востоке. Ее проект назывался «Современные перспективы ближневосточных ремесел» и объединял работы девяти дизайнеров из Эмиратов, Ливана, Турции, США и Канады.


Люстра от южноафриканских дизайнеров Willowlamp.
Фото пресс-службы Design Days Dubai
Там была и этажерка с часами, придуманная Надой Дебс, и вырезанная из древесины клена, и инкрустированная перламутром, и подвесная ширма-светильник из блестящих латунных трубочек и традиционных латунных ламп, работа дизайнера Пола Лоебаха, и набор инкрустированных костью контейнеров, составляющихся в башни-зиккураты – совместная задумка совладельца галереи Николя Беллаванс-Леконта и дизайнера Якуба Зака, выполненная ливанскими ремесленниками. Частью этого же проекта был стол динамично развивающегося австрийского дизайн-дуэта mischer’traxler – Gradient Mashrabiya Sideboard, собранный из 650 отдельных кусочков, от по-европейски упрощенно-геометричных до по-восточному сложновитых. Стол был сделан по образу и подобию традиционных восточных оконных решеток.
Среди экспонентов также были и такие, кто не продавал, а образовывал – три специализированных учебных заведения из Европы и Ближнего Востока. Одна из ведущих европейских школ дизайна ECAL/University of Art&Design Lausanne (Швейцария) устроила выставку студенческих работ, объединенную темой «Дизайн и роскошь». Гофрированное ведерко для шампанского для Cristofle, необычный сосуд из двух словно растянутых в длину хрустальных бокалов для Baccarat, санки из карбона и кожи тонкой выделки для Hublot – вот лишь несколько примеров креативности и иронии, проявленных студентами школы при соблюдении всех законов жанра, принятых у производителей предметов роскоши. Другого рода изобретательность проявляли студенты из Виргинского общественного университета в Катаре, работающие под руководством известного американского дизайнера Константина Боима (кстати, выходца из СССР). Они придумывали свои предметы, прививая традиционную американско-европейскую модернистскую эстетику на восточную почву: например, их прозрачные тончайшего стекла сосуды из коллекции Shared Glass похожи на работы дизайнеров Баухаза, но имеют совершенно не привычные для западного мира прототипы и функции: кальян, курильница для благовоний, традиционный иранский сосуд для воды. Сам руководитель проекта Константин Боим увлекся восточной орнаменталистикой: взял простые по форме, «честные», как он их называет, столы и стулья – и один стул проклепал обойными гвоздями с большими шляпками, по примеру традиционной арабской мебели, на другом стуле гравировал лазером традиционные арабские геометричные «цветы», а стол разрисовал хной, подобно тому, как люди на Востоке расписывают хной свое тело. Проект Университета Катара назывался «Восточный модернизм».
Все эти примеры, а также интерес к представленным вещам со стороны публики в национальных одеждах дают возможность с большим оптимизмом посмотреть на будущее Дубая как одного из мировых центров дизайнерской активности. И, наверное, лучшую теоретическую базу под все происходящее подвел декан факультета архитектуры и дизайна Американского университета Шарджи Питер Ди Сабатино: «У каждого должна быть возможность сказать свое слово в любой области культуры, в том числе в дизайне, и это слово должно быть услышано. Дать право голоса дизайнерам Ближнего Востока – вот глобальная причина организации Дней дизайна в Дубае. Это создание будущего для этой нации, освоение новых территорий и следующая ступень развития».════


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1439
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1640
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1746
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости