0
1188
Газета Свободная трибуна Интернет-версия

14.02.2008 00:00:00

Из пункта А в пункт Б

Александр Владиславлев

Об авторе: Александр Павлович Владиславлев - председатель правления фонда "Единство во имя России".

Тэги: горбачев, власть


Когда-то на заре перестройки на одном из совещаний я сказал Михаилу Сергеевичу Горбачеву: «Точку А (с которой начались перемены) я знаю. Какова точка Б? Куда мы идем?» Если вдуматься, сложнейший вопрос. Даже сегодня, спустя 20 лет, мы только приблизились к правильному ответу.

Сейчас уже понятно, что он предполагает выбор фундаментальных ценностей, способных регулировать отношения в треугольнике «человек–общество–государство» во имя гармоничного развития каждой из сторон. Все они по отдельности обладают огромным созидательным ресурсом, но только эффективно организованное их взаимодействие есть единственный путь к достижению максимального благополучия людей и укреплению мощи государства.

Полагаю, что выбор ценностей сделан: это универсальные общечеловеческие ценности – Свобода и Справедливость. Однако сами по себе – нам это хорошо известно – Свобода и Справедливость очень уязвимы. Их необходимо защищать, с одной стороны, от пренебрежения власти, а с другой – от превращения в собственные антиподы: вседозволенность и уравниловку. Такая эффективная защита под силу только закону и общественному согласию (причем лучшая форма согласия – Общественный договор). При этом Закон и Согласие сами становятся универсальными ценностями.

Свобода и Справедливость, защищенные Законом и Согласием, необходимы и достаточны для того, чтобы обогатить российскую цивилизацию новыми принципами, которые способны придать ей свежую энергию, динамизм, а власти – обеспечить гарантии преемственности.

Понятно, что Свобода и Справедливость друг без друга нежизнеспособны. Только конкурентоспособная рыночная экономика во взаимодействии с эффективной властью создает реальные возможности для сильной социальной политики. И только сильная социальная политика создает условия для успешного развития экономики – политическую стабильность и наличие множества благополучных людей, которые в состоянии производить конкурентоспособный продукт. К слову, именно этот фактор вынудил Запад осуществить в ХХ веке глубокую социализацию капитализма.

Соотношение Свободы и Справедливости в практической политике зависит от конкретной социально-экономической ситуации в стране и определяется обществом на основе публичной конкуренции политических партий, идеологически ориентированных в борьбе за власть на Свободу или Справедливость.

Важно подчеркнуть: вся эта сложная конструкция опирается на конкретных людей, буквально генетически связанных с одной из выбранных ценностей и порой обнаруживающих эту связь с самого детства. Думаю, каждый из нас может вспомнить старосту класса, бурно живущего интересами товарищей и мечущегося в устройстве всякого рода общественных мероприятий. Наверняка в памяти есть и другой человек, которому подобная суета, что называется, до лампочки. Ему не скучно с самим собой, он знает, чего хочет, и добивается цели в одиночку. И тех и других, таких разных, но равно ярких, заметно выделяющихся из общей массы, довольно мало: не больше 8–10% населения любой страны. Это, как правило, социально и политически заангажированные личности. Именно они – движители общественного развития, они создают всякого рода объединения по интересам, они в конечном счете составляют основу любой партии. Так устроен мир, таким его задумал Создатель. Так и только так формируется организм страны, обеспечивающий ее эффективную жизнедеятельность.

Недавно я тяжело болел и, при всем огромном уважении к врачам, четко осознал: не только медицина – сам человек располагает огромными ресурсами для борьбы с недугом. Важно захотеть. То же – страна, где сами люди, общество владеют огромным потенциалом для обеспечения собственного благополучия. Надо только предоставить им организационные и политические возможности.

Увы, треугольника, с которого начался разговор, у нас не было и нет. Создание такой конфигурации с равновеликими сторонами – суть и смысл фундаментальной политической реформы, для которой экономическое положение страны ныне создало все необходимые предпосылки.

Речь прежде всего идет об изменении природы самой российской власти, о ее демократизации. Российская история знает много попыток модернизации страны. При этом методы власти всегда оставались неизменными – она прибегала к ручному управлению. По этой причине все предыдущие благие порывы были обречены на провал.

На этот раз, похоже, назад пути нет. Два саморазвивающихся процесса набирают силу в России – становление бизнеса и нарастающая активность молодежи, родившейся и выросшей в условиях пусть ущербной, но свободы, и воспринимающей эту свободу как норму жизни. Наверное, этому можно воспрепятствовать. Но тогда придется навсегда расстаться с мечтой о великой державе┘ Впрочем, об этом даже страшно подумать.

Демократия, безусловно, носит национальный, суверенный характер. Но есть один императив, без которого говорить о демократии вообще невозможно. Это угроза в любой момент потерять власть вследствие демократических процедур: выборов или импичмента. Упомянутое обстоятельство – это практически единственное, что заставляет власть действовать максимально ответственно и эффективно. В России такого не было никогда. Вот с этого и надо начинать политические реформы. А все остальное будет развиваться само, хотя и потребует времени, огромной работы общества и государства.

Теперь к вопросу о том, западные или не западные ценности Свобода и Справедливость. Мне кажется, что к современной России, имеющей все основания сохранить суверенитет в современном мире (а в отсутствие суверенитета сохранить единство России нереально), эта дискуссия имеет косвенное отношение. Россия не может копировать западную идеологию, западную цивилизацию. Но это отнюдь не означает, что нашу страну следует противопоставлять Западу, рассматривать ее не как часть большой Европы, которая в последние годы, увы, утрачивает свое цивилизационное и идеологическое единство, являвшееся прежде естественной базой для единства организационного.

Так что вопрос о ценностях новой России гораздо полезнее обсуждать в терминах необходимости и возможности для самой России. Учитывая, что огромная держава никогда не знала Свободы и Справедливости, никогда не жила по Закону и в Согласии (кроме, как ни парадоксально, периода войн), для того чтобы эти ценности заработали, требуется полномасштабная гуманитарно-политическая реформа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1472
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1680
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1784
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4102

Другие новости