0
769
Газета Свободная трибуна Интернет-версия

01.04.2008 00:00:00

Оппозиция: весеннее обострение


На днях конференция ОГФ приняла проект о создании так называемого «Гражданского трибунала» – органа с непонятной юрисдикцией, который будет вести «черный список» госчиновников по результатам проверок заявлений граждан. Здесь же содержится предложение к странам, считающим себя демократическими, отказывать в выдаче въездных виз всем упомянутым в данном списке.

Можно было бы воспринять проект «Гражданского трибунала» как попытку создания очередной общественной организации по борьбе с коррупцией, если бы не суровое слово «трибунал» и недавний скандал с другим оппозиционным проектом – законом о люстрации. Все вместе это воскрешает в памяти одновременно сталинские «тройки», якобинскую диктатуру и древнеримские проскрипции. Очевидно, таково представление радикальной оппозиции об идеальном гражданском обществе.

«Другая Россия» – партия не демократическая, а эклектичная. По замыслу ее авторов маргинально-либерально-радикальный коктейль должен был стать гремучей смесью. Но, по-видимому, из-за инертности компонентов никакого взрыва не произошло. Однако принцип «смешивать и взбалтывать» распространился на все сферы и закоулки политического мышления последователей Гарри Каспарова и Эдуарда Лимонова.

Нечто похожее на раздвоение личности наблюдается у самого шахматного чемпиона – объявив себя главным борцом за гражданские права в России, теперь он собирается вытереть об них ноги.

Информация о радикальных инициативах «Другой России» просочилась в прессу осенью прошлого года – один из участников закрытого партийного совещания забыл в гостиничном лобби папочку с проектом «программных» документов. Их аутентичность подтвердил член политсовета РНДС Иван Стариков. В одном из документов говорилось о необходимости введения закона о люстрации. У этого термина есть несколько значений, некоторые из них идут из Средневековья. А одно, наиболее близкое к происходящему, звучит так: «Комплекс законодательных мер и практика недопущения в аппарат управления, правоохранительные органы, на иные важные посты и в учреждения системы образования лиц, неугодных правящим кругам по политическим, религиозным и т.п. мотивам» (Современный экономический словарь).

Стоит процитировать чудесный проект другороссов: «Массовая чистка административно-хозяйственного аппарата – как в центре, так и на местах – становится главным условием эффективности демократических преобразований. В первую очередь госслужбу должны покинуть все, кто состоял в КПСС, «Единой России», «Партии жизни», «Родине» и в ряде других подобных псевдопартийных структур». Закон о люстрации и ряд других не менее милых новшеств предполагается ввести «после приобретения всей полноты государственной власти в России силами объединенной демократической оппозиции». То есть кто не с нами – тот против нас. Если враг не сдается, его уничтожают. Инакомыслие должно быть искоренено – и вот тогда демократия уж точно победит┘

Похоже, из всех исторических персонажей столь любезной ему американской демократии Каспарову наиболее симпатичен покойный сенатор Джозеф Реймонд Маккарти. Американцам повезло, что сенатора вовремя притормозили, а сам он вскоре скончался от последствий алкоголизма.

Причина, по которой Каспаров решил вступить на скользкую дорожку «охоты на ведьм», более чем понятна. Громкие заявления, объявления введения «трибуналов» и «либеральных троек» – единственный способ громко сообщить о себе для маргинального политика. Уж лучше на скользкой дорожке, чем просто на обочине политического процесса.

Картину усугубляет то, что деятели радикально-маргинальной оппозиции и примкнувшие к ним господа из СПС окончательно переместились в виртуальное пространство, так как в реальной российской политике им места не нашлось. Не в последнюю очередь потому, что они до сих пор считают (вопреки мнению большинства россиян) истинно «демократическим» периодом в России начало 90-х с нынешними либералами у кормила власти. Причем имеют глупость делиться приятными воспоминаниями с избирателями, большинство из которых, как показывают результаты выборов, отнюдь не рады вернуться к тем «счастливым» временам.

Тут можно заметить, что «дистанцированность» другороссов и вообще «либеральных лидеров» от массовой аудитории (чему не устают возмущаться другороссы) для этих политиков не так уж и губительна. Губительной было бы, наоборот, сближение масс и «кабинетных либералов» – даже не в медийном, а просто в пространстве. Скажем, их встреча на улице или, скажем, в аудитории. До дискуссий могло бы и не дойти. И одними тухлыми помидорами дело могло бы и не ограничиться. Как говорил Киса Воробьянинов: «Будут бить».

Более того, есть подозрения, что, приди нынешние оппозиционеры к власти, они нарвались бы на ту самую революцию, о которой твердят лимоновцы.

В итоге политическая деятельность сообщества Каспарова все больше напоминает ролевую онлайн-игру с элементами маргинальной фэнтези. Вот Гарри Каспаров изъявляет готовность практиковать изгнание «демонов КГБ» вполне инквизиторскими с точки зрения демократических принципов способами. Это ведь тоже способ снискать хлеб насущный у спонсоров и мало-мальский интерес у публики.

Не столь давно в программе питерского ТВ «Два на одного» на вопрос ведущего, почему Гарри Кимович борется не против ущемления прав армян в Баку (где он родился и вырос), а за президентство в России, Каспаров перешел на «ты» и откровенно понес матом. Припоминается известная фраза из «завещания» Ленина о «грубости Сталина» и почему того нельзя допускать до власти. Дело, как известно, кончилось политическими репрессиями, которые начались как раз с мер «люстрации» к «бывшим» и революционными трибуналами.

Весь этот жесткий балаган с делением страны на своих и чужих (фактически – на граждан «первой и второй свежести») исходит не просто от оппозиции, а от оппозиции, которая называет себя либеральной и демократической. Хотя весь этот «шахматный» мат со всеми этими «трибуналами» и «списками» уж точно к чему не имеет никакого отношения – так это к демократической практике и процедурам.

Впрочем, не стоит, подражая Каспарову, демонизировать его самого и радикальную оппозицию в целом. Обитая исключительно в политическом виртуальном пространстве, она ежечасно возводит и разрушает замки на песке. Градус внутренних страстей подогревается вечным разбродом, подтверждая старую народную мудрость о корове, которой потому и рогов не досталось, что она бодлива.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1472
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1680
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1784
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4101

Другие новости