В РОССИИ все поголовно разбираются в педагогике, медицине, политике и футболе. В последнем - особенно разбираются, особенно ревностно судят, и уж будь эти судьи в воротах вместо злосчастного Филимонова, счет с Украиной был бы не 1:1, а уж по минимуму 5:1, потому что еще же можно выбежать из ворот и забить гол!
Смысл жизни на нашем телевидении ищут очень упорно. Особенно удачными - это все знают по опыту - бывают коллективные поиски, поэтому нет ничего лучше ток-шоу: раз хорошо разбираются все, вот и говорить будем все вместе. До последнего времени все темы, в которых россияне - спецы, были поделены между различными ток-шоу. Оставался только футбол. Авторы нового ток-шоу, одного из целой стаи новых проектов НТВ, взяли эту непростую тему для своего шоу - и не проиграли. Футбол - верный способ привлечь к экрану почти все мужское население страны, ток-шоу - вот уже к экрану подтянулись и женщины... И вот в воскресный вечер страна сидит у телевизора и смотрит "Третий тайм".
Савик Шустер, ведущий передачи, в первых же строках объявляет: "Футбол - это жизнь, поэтому это программа о жизни". Эту идею Шустер старательно пытается отыгрывать. Для этого он приглашает на передачу, кроме обязательных на передаче о футболе Тренера, Игроков и Комментатора, гостей неожиданных. Например, на последней передаче это были Певец и Политик. Чтобы придать направление разговору в студии, задается основная тема, например, "Трудно ли быть лидером?" Вопрос такой, что соблазнительно об этом поговорить не только применительно к футболу. Ведущий задает его Политику - Сергею Степашину. В дальнейшем действие происходит так: все говорят про футбол, временами ведущий спохватывается и задает какой-нибудь политический вопрос. Вопросы обычно формулируются примерно как в старом анекдоте про экзамены: "Милый друг, а не Париж ли столица Франции?", ответы соответствуют вопросам.
Ведущий ток-шоу - работа сложная. Ему надо не только быть обаятельным человеком, с которым хочется что-либо обсуждать. Он должен играть роль "хозяйки салона": с одной стороны, не позволять гостям расплываться в воспоминаниях и рассуждениях, не относящихся к теме, с другой - расставлять ударения, цепляться за новые возникающие в ходе беседы вопросы, развивать и направлять разговор. Если первую функцию Шустер выполняет, и порой слишком жестко, то со второй, и очень важной, функцией он справляется слабо. Даже если в разговоре, безусловно, очень интересных гостей возникает неожиданный интересный вопрос, Шустер жестко возвращает беседу в заданное русло, не считаясь с тем, что задаваемый им в порядке очереди вопрос уже излишен. Например, вспомнив, что кроме футбола должна быть "жизнь" и "тема лидера", он задает вопрос Степашину: "Как сделать, чтобы игроки возвращались?" В педагогических институтах опытные преподаватели обязательно учат не задавать детям вопросов, на которые не ждешь ответа. Понятно, что у Шустера была задача, и он пытался по мере сил ее выполнить. Но Сергей Степашин как болельщик на этой передаче был бы гораздо более интересен, чем как политик. Конечно, благодатна тема "Лидер", особенно в преддверии выборов, но, как говорилось в одной старой шутке, не только этим он, Политик, нам интересен. Степашин был просто болельщиком, только когда рассуждал о расцвете футбола в 60-х годах. Все остальное время он отвечал на вопросы ведущего, которого интересовал лишь как политик и воплощение главной идеи передачи - проблемный лидер. И, конечно, гол в свои ворота - честное признание действующего политика и экс-премьера, что он "лично больше переживал, когда Филимонов сбросил гол, чем когда президент отправил меня в отставку!" Было немного обидно за страну, немного грустно за Степашина и Филимонова, а самое главное - жалко человека, которому хотелось в кои-то веки про футбол, а ему все - "станки, станки, станки".
В результате все становится похоже не на продуманную игру, а на ночные кухонные разговоры: каждый о своем, хозяин же пытается постоянно вернуться к первоначальной теме и, как плохой учитель, заставить всех сделать задуманный вывод.
Впрочем, если вся жизнь у нас, как в футболе, почему бы передаче о футболе не быть, как в жизни? Главное - командная игра в рамках правил, не правда ли? Неожиданные же решения всегда чреваты голами. И обводка, и дриблинг, и удар у ведущего-форварда превосходны, он профессионал, опытный игрок. Но в игре нет свободы. В группу поддержки Шустеру назначена актриса Олеся Судзуновская, которая, правда, даже махать цветными мочалками не умеет, произносит три фразы за час, а остальное время сидит на скамье запасных, а зрители ток-шоу так и остаются обитателями трибун - на поле не выбегают, сидят себе, хлопают...
Футбол - как жизнь. Ток-шоу - как футбол. Наш футбол, российский. Большой потенциал и светлые надежды.
Антонина Крюкова
НЕЗАТЕЙЛИВАЯ метафора "коммунальной квартиры" носится в воздухе беспрестанно, материализуясь время от времени в широких просторах нашего телевидения. Семейных историй, леденящих душу и веселящих дух, мы знаем изрядно. В них, а также в любителях поведать свои сокровенные тайны всему свету и дальше недостатка не будет, пока выходят такие программы, как "Я сама", "Моя семья", "Про это", "Женский взгляд", что там еще? Теперь к этому славному ряду прибавилась еще одна. На сей раз метафорой "коммуналки" воспользовались на НТВ в новом ток-шоу под интимно-доверительным названием "Двое". Хотя премьерную передачу, на днях вышедшую в эфир, следовало бы назвать "Трое", ибо в любовной (семейной) истории, вынесенной на всеобщее обсуждение, участвуют две женщины и один мужчина. Неординарность сюжета кроется в нестандартной жизненной ситуации, где речь идет не о тривиальном любовном треугольнике, но где герой - двоеженец, а героини - две его жены, которых он любит бесконечно и самозабвенно и с которыми он повенчан. Вот такой любвеобильный мужчина с претензией на высокую нравственность и естественную свободу чувств и отношений. Ответ на вопрос, как ему это удалось - обвенчаться с двумя, - так и не был внятно проартикулирован. Оказывается, наш герой решил повторить любовный опыт Авраама, Иакова, Моисея, Давида, царя Соломона и царя Александра II, на который он то и дело ссылался, а также апеллировал не только к Библии, но и к Набокову, а также вспомнил Мартина Лютера, который вроде имел неосторожность обвенчать какого-то бедолагу по второму разу. Все эти доводы выглядели забавным бредом и сущей бессмыслицей, перемешанными с рассказом о реальных страданиях первой жены и высокопарными фразами о собственном благородстве и рыцарстве. А если ко всему этому прибавить банальные стихи, которыми он то и дело норовил проиллюстрировать свои доводы, то можно себе представить, с каким человеческим экземпляром на этот раз пришлось познакомиться зрителям. Право же, жаль участников ток-шоу, сидевших в студии и осторожно пытавшихся разобраться в экзотических отношениях этого семейства, и первую жену с пятерыми детьми, и вторую жену - растерянную и наивную семнадцатилетнюю девочку, изрядно сникшую к концу передачи. Жаль и самого поэта, "патриархального деспота" со взглядами туземца, уверенного в том, что его откровения "помогут сделать мир добрее, чтобы люди научились не судить ближнего, а понимать".
От подобных ток-шоу всегда остается чувство незавершенности, безрезультатности разговора: посудачили и разошлись. Вообще если уж говорить об окончательном смысле передач, посвященных семейным - человеческим отношениям, то речь в них должна идти вовсе не о частном случае, который является только поводом, а о культуре этих отношений. Иначе у зрителей создается впечатление, что ничего предосудительного нет в той ситуации, которую так долго и энергично обсуждали в студии, что "основной инстинкт" выше всякой нравственности - пора о ней забыть как о рудиментарном излишестве. На этот раз именно к такому выводу пришли ведущие программы "Двое" Евгений Сидихин (который, вместо того чтобы задавать вопросы, почти все время сидел, объятый думой) и Александра Сафонова. В конце они обменялись мнениями, кои совпали и прозвучали как итог. Благодушная мораль, преподнесенная ведущими, могла повергнуть в уныние тех, кто еще не утратил способности отличать, что есть нравственно, а что дикость, распущенность. Все замечательно, все трое счастливы (на самом деле "счастлив" только примитивный двоеженец), а если счастливы, то и пусть так оно будет - к такому единственно верному итогу пришли ведущие. Сильно сказано, не правда ли? В нашей "коммунальной квартире" еще и не такое услышишь.