Протестующие все-таки есть...
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Совет Федерации планирует заняться реформированием российского телевидения. Об этом в конце прошлой недели заявил спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов. По его словам, этим займется совет по вопросам культуры Совета Федерации, которому поручено выработать рекомендации по нормализации ситуации на ТВ. Привлекут к работе и несколько медиаменеджеров, чье присутствие, по мнению Миронова, позволит избежать перегибов. Он заявил, что надо «помочь обществу, в том числе его части – профессиональному телевизионному сообществу, осознать свои приоритеты и интересы в отношении телевидения».
Совет Федерации занялся реформированием телевидения после того, как были обнародованы результаты опроса, проведенного с июля по сентябрь нынешнего года компанией «PRофи-групп» среди топ-менеджеров основных российских каналов (Первого канала, «России», РЕН-ТВ, ТНТ, ТВ Центра, НТВ-плюс, «Амедиа-групп», АТВ).
Как следует из данного исследования, российское телевидение переживает кризис, в упадке находятся социально значимые жанры, происходит маргинализация канала НТВ. Эксперты пришли к выводу, что в 2005–2006 годах в России так и не появилось успешной модели социально ответственного телевидения, а погоня за прибылью привела к тому, что программы на телеканалах постепенно желтели. Эта тенденция привела к тому, что в кризисе оказалось не только информационно-аналитическое вещание, но и развлекательные программы. Теленачальники недовольны качеством огромного количества юмористических передач, появившихся в последние телесезоны. А программа «Максимум» (НТВ), по мнению респондентов, и вовсе находится «за гранью добра и зла». Чувство удовлетворения телесообщество испытывает только по отношению к двум жанрам – документального кино и сериалам.
Что же касается появившихся в последний год государственных информационных каналов Russia Today и «Вести 24», то, по мнению теленачальников, их аудитория не очевидна, а сами проекты оцениваются как «конъюнктурно-политические».
Не в восторге эксперты и от другого медиа-актива «Газпрома» – телеканала ТНТ, который теперь собирает малообразованную аудиторию. Есть претензии у теленачальников и к государственной «Культуре», которую критикуют за то, что руководство телеканала понимает свое предназначение слишком узко и отсекает большие пласты тем.
Меньше всего претензий у экспертов оказалось к СТС. По мнению представителей телесообщества, демонстрируемые вещателем опережающие темпы роста связаны с правильным позиционированием. Неудивительно, что руководитель СТС был признан и самым успешным телеменеджером. На втором месте – гендиректор Первого канал Константин Эрнст, на третьем – гендиректор ВГТРК Олег Добродеев. Замыкают пятерку лидеров глава ТНТ Роман Петренко и гендиректор НТВ Владимир Кулистиков. При этом первый набрал вдвое больше голосов, чем второй.
Телевизионщики считают, что само телевизионное сообщество не сможет самостоятельно вывести отрасль из кризиса, и просят государство и общество вмешаться. Теленачальники ожидают, что власти будут строже регулировать содержание эфира и больше выделять грантов на создание социально значимых программ. Другим выходом из создавшейся ситуации эксперты считают создание общественного телевидения.
«НГ» обратилась к экспертам с просьбой прокомментировать ситуацию. Директор по телевизионным исследованиям Gallup media Александр Костюк отметил, что минувший телевизионный сезон оказался, безусловно, слабее предыдущего, однако, по его мнению, кризис наблюдается прежде всего на государственных каналах, одна из основных функций которых – обучение и просвещение. По его мнению, прекрасным примером, «как, не сваливаясь в желтизну, можно работать на хорошем уровне и выживать в конкурентной борьбе с юмористическими передачами», является канал «Культура», у которого неплохие рейтинги, и если его распространение довести хотя бы до уровня НТВ, то цифры будут еще лучше».
Главный редактор РЕН-ТВ Илья Кузьменков согласен с тем, что в настоящее время кризис охватил все телевизионные жанры. Он объясняет это тем, что телевидение четко отражает состояние общества, которое сейчас переживает не лучшие времена: «Наблюдается отсутствие живой драматургии в обществе – политической и событийной наряду с кризисом личностей и отсутствием столкновения доктрин. Есть только определенная инертность и усталость».
С ним согласен и ведущий аналитической программы «Зеркало» («Россия») Николай Сванидзе, который полагает, что телевидение отражает состояние общества. «Если мы посмотрим на французское телевидение, то увидим, что оно тоже деградирует. Телевидение становится более популистским, более ориентированным на массового зрителя. То же самое происходит и у нас. Абсолютно. Мы знаем, сколько и какие у нас народ книжки читает. Соответственно, какие книжки, такие и программы пользуются успехом», – отметил журналист. Однако как с этим бороться, он не знает, поскольку, «если насильственно тянуть зрителя к светлым вершинам – зритель просто щелкнет пультом и будет смотреть другую программу».
Автор программы «Однако» (Первый канал) Михаил Леонтьев, напротив, полон оптимизма: «Я лично никакого кризиса не наблюдаю. Телевидение гонит то, что нужно публике, публика довольна. Никогда еще наше ТВ за всю свою историю не было настолько адекватно аудитории. А кризис среди телевизионщиков – понятен. Это интеллигентская рефлексия, остаточные явления которой надо из себя потихонечку изживать».
Между тем, по данным другого социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подавляющее большинство респондентов в качестве основных источников информации предпочитают телевизионные программы и печатную прессу.
Как источник информации интернет воспринимают лишь 13 процентов опрошенных, по этому показателю интернет сравним с популярностью областных и региональных радиостанций (13 и 10 процентов соответственно). При этом телевизионные программы в качестве основного источника информации указали 86, а центральные газеты – 31 процент опрошенных. Стоит отметить, что для получения тех или иных сведений сеть используют в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга (26 процентов участников опроса). В крупных и средних городах этот показатель составляет от 16 до 18, а в небольших населенных пунктах – 7–10 процентов.