Боевики еще год назад угрожали совершить теракт в мечети Эр-Рауда. Фото Reuters
Египет погрузился в траур после крупнейшего теракта в мечети поселка Бир-аль-Абд на севере Синайского полуострова, в результате которого погибло более 300 человек. Спецслужбы провели контртеррористическую операцию «Месть за мучеников», оказавшуюся слишком запоздалой. Даже после перестановки в руководстве силовыми структурами упредить террористов снова не удалось.
По словам очевидцев, несколько взрывов прогремело в мечети сразу же после начала пятничной молитвы. Выбегавших в панике людей террористы встречали автоматными очередями, потом огонь перенесли на подъезжавшие машины скорой помощи. Почти все пострадавшие и погибшие – суфии, которых в «Исламском государстве» (ИГ) и «Аль-Каиде» (организации запрещены в РФ) считают еретиками, а в их адрес постоянно звучат угрозы джихадистов.
Ближе к вечеру силы безопасности во взаимодействии с ВВС начали контртеррористическую операцию. Были нанесены бомбовые удары по транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, уничтожено около 30 боевиков. Тем не менее армейские подразделения, находившиеся всего в нескольких километрах от места трагедии, так и не успели вовремя подоспеть на выручку людям.
Резня на Синае стала самым кровавым преступлением боевиков-джихадистов в Египте. Причем, если несколько лет назад количество жертв исламистов исчислялось единицами, редко десятками, то сегодня счет пошел на сотни. Правда, потери среди египетских силовиков в последнее время несколько снизились, если не считать случившийся месяц назад разгром колонны полицейских, посланных в погоню за боевиками и угодивших в засаду. По официальным данным, тогда погибли 16 и были ранены 13 человек, СМИ сообщали о более чем 50 убитых полицейских.
Тот случай, похоже, стал последней каплей, переполнившей терпение президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, недовольного работой силовиков. Эксперты отмечали недостаточную оперативность военных и спецслужб, отсутствие между ними должного взаимодействия, ряд недостатков в работе с населением в районах, где наиболее активны джихадисты, прежде всего на Синае. Тогда глава египетского государства снял с должности руководителей служб национальной безопасности, в том числе генерал-майора Вайеля Мухаммедда ас-Сефти, отвечавшего в разведке за палестинское направление. Начальником Генштаба стал генерал-майор Мухаммед аль-Хигязи, сменивший своего однофамильца, назначенного советником президента по стратегическому планированию и управлению кризисами.
Очевидно, прошедшего с тех пор месяца оказалось недостаточно, чтобы силовики успели завершить «работу над ошибками». Нельзя исключать и высокую вероятность того, что в армию и структуры безопасности могли проникнуть джихадисты. Такие случаи, когда бывшие спецслужбисты потом вырастали в главарей исламистов или организовывали собственные разведывательные или контрразведывательные органы и за ними начиналась охота их же бывших товарищей, хорошо известны. В пользу такой версии говорит и то, что силовикам никак не удается предугадать действия противников.
Если раньше теракты в основном совершали против военнослужащих и полицейских, а также против представителей христиан-коптов, то сегодня нападению могут подвергнуться мусульмане, бедуины и все, кто не является членом террористической группировки. География терактов также давно вышла за пределы Синайского полуострова, который остается основной ареной вооруженного противоборства между силами правопорядка и джихадистами. Нападения происходят в самом Каире, на западе и юге от него, в окрестностях Александрии и в различных оазисах.
Пока ни одна из террористических организаций, действующих в Египте, не взяла на себя ответственность за преступление, которое Владимир Путин назвал «жестоким и циничным». Тем не менее многие наблюдатели считают, что это может быть делом рук террористов из ИГ, которые стараются дестабилизировать обстановку после серии стратегических поражений в Сирии и Ираке.