0
3956
Газета Я так вижу Интернет-версия

24.05.2018 00:01:00

Машина подчинения работает исправно

Даже "отец" классно-урочной системы Ян Коменский не покушался на детский досуг

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук.

Тэги: школа, ян коменский, великая дидактика, школьные отметки, подчинение, досуг


школа, ян коменский, великая дидактика, школьные отметки, подчинение, досуг Ян Амос Коменский. Графика сайта wikipedia.org

Что происходит с человеком, все внимание которого настроено на 1/80 часть пуговицы или на 1/17 часть булавки? На одной из лекций (сохранилась ее стенограмма в записи неизвестного студента) в 1763/64 учебном году профессор Университета Глазго Адам Смит предупреждает, что такое разделение труда «резко ограничивает умственный кругозор людей».

Действительно: осваивая роль придатка к заводской машине, напряженно вглядываясь в 1/80 часть пуговицы, постепенно забываешь о том сюртуке, к которому эти пуговицы должны быть пришиты в финале. Сюртук в итоге просто исчезает со всех мониторов внутреннего зрения наемного работника. А пуговица делается главной героиней его бытия, универсальной мерой всех вещей…

Еще в 1641 году Англию посетил 46-летний священник общины «Чешские братья» Ян Амос Коменский. По некоторым сведениям, читал он лекцию и в Оксфорде, где век спустя будет поеживаться в плохо протопленных аудиториях и скучать 17-летний Адам Смит.

Что символично: Коменский прибыл на берега Альбиона не с пустыми руками. Его книга «Великая дидактика» (200 страниц наставлений о том, как «учить всех всему») была уже переведена на латынь. И продолжает будоражить европейцев, которые хотят учиться «кратко, приятно, основательно», «сразу целыми народами» (так обещает скромный сочинитель).

Говорят, это именно Коменский изобрел систему школьных оценок: допинг для юных лодырей и способ перевода в следующий класс. Осчастливил мир. Но и свою оценку детству и воспитанникам дал в том же сочинении. Не стесняясь в выражениях. «Шероховатую доску нужно выстрогать, после этого она годна для употребления»; «Паршивую овцу удаляют из стада, чтобы не заразить  других»; «Если позволить железу остыть, то излишне бить по нему молотком»... Эта поистине великая дидактика позволила в сжатые по историческим масштабам сроки «пригвоздить» к станкам неимоверное число людей.

Ушла ли сегодня в прошлое машина подчинения Коменского? Возможно ли это в ближайшее время? Однозначный ответ дает декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан. В рамках Сабуровских чтений (февраль 2016-го) он напомнил, что «в лице классно-урочной системы мы имеем дело со всей системой промышленности». Великая сила этой модели состоит «в наличии системы разделения труда, частичного рабочего, машины». Поэтому она и не уходит. По его словам, это главный фактор, «он завязан со всем зданием цивилизации и там работают серьезные обратные связи».

Так что не следует питать иллюзии относительно школы Коменского – никуда она не денется. Браться за «краеугольный камень» не полезно, в том числе и для духовного комфорта общества: люди привыкли к школе казарменного типа. Хотя и закрыть глаза на драму из жизни 15,5 млн нынешних учеников уже не получается. На наших глазах бесчисленные образовательные модули, стандарты, профили, компетенции, диагностики и т.п. спокойно перемалывают беззащитных чад, ради которых вроде бы создавались.

Но, казалось бы, досуг – это уж точно не казарма. Но не так все просто. С 2018 года в силу вступил единый профстандарт педагога дополнительного образования с перечнем трудовых действий (обобщенных трудовых функций) последнего. Включая «привлечение учащихся к планированию досуговых мероприятий», «диагностику мотивов их поведения» и «отбор лиц, имеющих необходимые физические данные для освоения образовательных программ». Вот вам и свободный досуг! Но не расслабляемся: будут и оценки, и домашние задания. Яну Коменскому, который обожал театр, уличные праздники, такое и не грезилось.

Иначе говоря, вместо того чтобы блокировать обюрокрачивание неформальной сферы, теперь тотальное подсаживание детей на потребление внешних оценок и диагностических мероприятий власти продолжат и на внеурочной территории.

Только зачем? Ровно 100 лет назад, в мае 1918 года, Анатолий Луначарский, напротив, отменил в школах СССР отметки. Дети отчитывались об усвоенных знаниях коллективными проектами – в лабораториях, на выставках и конференциях, на театральных подмостках и стадионах. Так продолжалось не пять и не десять, а 16 лет, пока «ошибочный» декрет отчаянного руководителя Наркомпроса не был отменен.

Зато теперь и в кружках XXI века начнут мыслить даже не пуговицами или булавками, а пятибалльными отметками времен Коменского. Вот тогда заживем!



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Главное – не спутать оценку и отметку

Главное – не спутать оценку и отметку

Наталья Савицкая

Учителя все так же ставят "три", держа в уме "два"

0
439
"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1075
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5134
Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Наталья Савицкая

Зачем вводили, а затем отменили раздельное обучение в СССР

0
6065

Другие новости